Верный памяти отца
Валентин Котюх
В памяти каждого из ныне живущих россиян есть свои определённые даты в годовом календаре, которые для нас являются определяющими в многообразной повседневной жизни. Но есть и другие даты, намного существеннее для нас и нашего общества, – это даты времён Великой Отечественной войны
В кровопролитной для нас войне погибли или пропали без вести отцы, матери ныне ещё живых детей и их потомков. Для них священной и почитаемой является дата гибели их родных на фронте.
Для Виктора Ивановича Марковца такой трагической и героической является дата гибели его отца. Командир стрелковой роты 102-й отдельной стрелковой бригады лейтенант Марковец Иван Иванович погиб 15 января 1943-го года, поднимая свою роту в атаку при прорыве блокады Ленинграда войсками 67-й армии в Мгинском районе у 8-й ГЭС имени Кирова. Он отдал свою жизнь, так и не увидев сына, которому исполнилось только полгода.
Могилу отца Виктор Иванович нашел в январе 1969 года, когда ему исполнилось двадцать семь лет, – в день полного снятии блокады Ленинграда. Мистическое совпадение: Ивану Марковцу на момент гибели тоже исполнилось двадцать семь лет, и «встреча» отца и сына произошла через двадцать семь лет.
Виктор Иванович вспоминает: «Везде в поисках мне помогали добрые и отзывчивые люди, особенно ленинградцы, менталитет интеллигентности которых не разрушился за многие годы, после войны. В архиве Министерства обороны в городе Подольске, по указанию маршала Захарова, мне разрешили ознакомится с секретными тогда документами, без нужного допуска. В Ленинграде предоставили гостиницу и провожатых в администрации Кировского горисполкома, показавших мне последние метры земной жизни отца».
Выйдя на заслуженный отдых, Виктор Иванович продолжил поиски бойцов отцовской бригады. Сейчас в его архиве хранятся данные о всем боевом пути части и о полутора тысячах солдат и командиров бригады, сложивших свои головы за город Ленина, за наше будущее.
Своим долгом он считает помощь в розыске погибших воинов другим людям. В прошлом году к нему обратились родственники красноармейца Шайхуддинова Бадира из города Туркестан Южно-Казахстанской области. И что особенно его тронуло – это дата гибели казаха-красноармейца: 15 января 1943 года, –день в день с датой гибели его отца. Добровольный поисковик выяснил, перелопатив безвозвратные потери 340-й стрелковой дивизии и учитывая, что запись фамилии казаха была искажена писарями, что солдат, записанный как красноармеец Шайхудянов Бауэр, и есть Шайхуддинов Бадир. Он погиб, освобождая село Терновое Острогожского района Воронежской области.
В боях за освобождения этого села погибли 27 казахов, их них 21 призывался из Южно-Казахстанской области. Могила их захоронения, в селе Терновое, так и не была найдена. Правнуки красноармейца Шайхуддинова написали:
«Уважаемый Виктор Иванович! Благодаря вам у нас появилась надежда посетить могилы отцов и прадедов. И, пожалуйста, если вам не трудно, пришлите как можно больше информации о сражении у села Терновое Воронежской обл. Мир вашему дому! Низкий поклон солдатам, которое сохранили мир в наших домах до нынешних дней».
На обращение Виктора Ивановича увековечить имена павших воинов, освобождавших село Терновое, откликнулся глава Администрации Острогожского муниципального района Сергей Иванович Хорошилов.
В ритуальной мастерской Сергея Оплачко, по заказу главы Терновского сельского поселения Ивана Николаевича Хорошилова, выбили в мраморе имена погибших при освобождении села 43 воинов 1142-го стрелкового полка 340-й стрелковой дивизии. Плиты с именами погибших воинов будут установлены в День Победы на стеле воинского мемориала в селе Терновое.
Вместе с именами освободителей села на плитах помещены имена более двухсот жителей села Терновое, отдавших свои жизни в боях за Родину. Поисковик Марковец собрал материал и о них.
Род казаков Хорошиловых отдал на алтарь победы 21 человек, Павловых – 18, Тепловых – -9, Полупановых – -12, Сухининых – 15, Субботиных – -9, Ивлевых – 13, Алёхиных – 12 человек.
У Христины Андриановны Хорошиловой погибли муж и двое сыновей. Первым пал в бою, 3 сентября 1942 года в Карелии, 22 младгий, 22-летний, сын – краснофлотец 85-й морской стрелковой бригады, старшина 2-й статьи Хорошилов Прокофий Максимович. Второй чёрной вестью стала гибель мужа, Хорошилова Максима Ефимовича. Связист 614-го отдельного батальона связи 239-й стрелковой дивизии красноармеец Хорошилов был смертельно ранен 27 сентября 1942 года у деревни Лесничино Зубцовского района Калининской области.
Ее первенец, гвардии старший лейтенант Павел Хорошилов, кавалер ордена Красного Знамени, бил фашистов на тяжелом танке КВ, который носил имя «Беспощадный». Командир взвода 1-го танкового батальона 6-й Гвардейской танковой бригады погиб в бою 1 марта 1943 года возле деревни Ашково Верхнее Жиздринского района Орловской области. Посмертно он награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Умер от истощения 16 марта 1942 года в концлагере (Шталаг 352), который фашисты построили для пленных красноармейцев в Белоруссии, у деревни Масюковщина, красноармеец Николай Васильевич Павлов. И так – о каждом погибшем.
Благодаря Президенту России, открывшему свободный доступ к архивам Министерства обороны РФ, в Интернете стало возможным узнать судьбу односельчан и солдат-освободителей.
Терновое освободили 15 января 1943 года. Этому предшествовал суточный бой за взятие высот на подступах к селу.
В сражении за населенный пункт участвовали танкисты 86-й танковой бригады подполковника Виктора Георгиевича Засеева и 150–й подполковника Ивана Васильевича Сафонова. Выбивали врагов из нор пехотинцы и артиллеристы 516-го, 504-го стрелковых полков 107-й стрелковой дивизии гвардии полковника Петра Максимовича Бежко и 1142-го, 1144-го стрелковых полков 340-й стрелковой дивизии генерал-майора Саркиса Соломоновича Мартиросяна. Помогали подавлять огневые точки приданные им артиллерийские подразделения. Все части входили в северную группу войск Острогожско-Россошайской операции войск Воронежского фронта.
Мотострелковый пулеметный батальон 160-й танковой бригады во взаимодействии с 516-м стрелковым полком 107-й стрелковой дивизии овладели селами Песковатка, Солдатское, Прилепы, Ездочное. Здесь танкистам и десантникам поставлена задача к исходу дня 14 января освободить Терновое.
В 15:30 мотострелковый пулеметный батальон при поддержке танков, вместе с 516-м полком 107-й дивизии брошены на захват высоты 176,7 у села Терновое.
В бою отличились старшие сержанты Петр Михайлович Кузнецов и Григорий Михайлович Минеев, которые первыми ворвались в гитлеровскую траншею, уничтожая из автомата вражеских солдат. Сержант Константин Александрович Полушкин забросал гранатами блиндаж. Младший сержант Иван Андреевич Шалобаев из станкового пулемета косил фашистов с фланга. Противник сильным пулеметным и артиллерийским огнем остановил продвижение наших войск.
Врагам удалось сжечь «тридцатьчетверку» и разбить три автомашины. На поле боя остались навечно двенадцать солдат. Тридцать девять раненых отправлено в госпиталь. Для освобождения высоты не хватало пехоты и артиллерийских средств, поддержки танков. Враги понимали, что если сдадут село, то советские войска отрежут пути отхода войск из Коротояка, и русским танкам откроется прямая дорога на Острогожск, поэтому яростно сопротивлялись. Против наших войск противник сосредоточил силы двух стрелковых и одного артиллерийского полков.
Наша пехота залегла в снегу при сильном морозе на северных скатах высоты, отбивая контратаки фашистов. В поле, не выключая двигатели, находились три Т-34 и четыре Т-70. На прямую наводку установили зенитную батарею и батарею противотанковых орудий.
На помощь замерзающим под огнем солдатам спешили части 340-й дивизии. Они вышли на рубеж обороны у высоты только к восьми часам вечера. Через два часа сюда прибыли стрелковая и танково-десантная роты на танках 232-го и 233-го танковых батальонов 86-й танковой бригады.
15 января сопротивление противника не уменьшилось. На наступающий 1144-й стрелковый полк по дороге на Терновое противник перешел в контратаку при поддержке десяти танков. 4-я батарея 1032-го артиллерийского полка подбила шесть танков, четыре пушки, две минометных батареи, два зенитных орудия. Два танка уничтожили артиллеристы 1144-го полка. Наши огневые позиции находились на высоте 174,0. К середине дня, для прорыва обороны, привезли 76-милимметровые пушки, установили на огневых позициях на северных скатах высоты 176,7 и открыли беспокоящий огонь по врагу.
Начальник штаба артиллерийского дивизиона майор Бобылев доносил «12:00 Противник силою до полка упорно удерживает район Терновое. 2-3 средних танка обстреливают наши части на подступах к Терновому. Артиллерия противника ведет редкий огонь по боевым порядкам наступающей пехоты. Авиация противника, после занятия села Солдатского бомбила дорогу на Болдыревку. Артиллерия поддержки 340 сд действует с пехотными частями…»
По данным разведки, дорога на село представляла сильный противотанковый рубеж. Обходов справа для танков не было. Сил для наступления было достаточно, но не было координации действий. Каждое прибывшее подразделение управлялось своим штабом. Командование всеми частями взял на себя полковник Сафонов.
В боевом журнале 150-й бригады записано: «Только к 17:00, когда все живое, находящиеся на открытом поле под воздействием холода не могло смириться с бездействием, тогда по инициативе штаба 150 танковой бригады, которая имела в боевых порядках мотострелковый пулеметный батальон, четыре Т-34 и три Т-70, было организовано наступление.
Преодолев сопротивление вражеского узла обороны юго-восточнее высоты к 21:00 овладели Терновое. В строю осталось боеспособных два Т-34 и два Т-70, которые переданы 86-й тбр, а бригада выведена из боя для ремонта и восстановления техники и пополнения личным составом. За день бригада потеряла: один Т-34 сожгли, подбили один Т-34 и два Т-70. Убито 6 человек. Противник потерял 1250 человек, взято в плен 73 человека».
Штурмуя село, командир 1-й роты 150-й танковой бригады старший лейтенант Яков Яковлевич Крошка первым направил танк на Терновое, увлекая за собой остальные экипажи. Его экипаж уничтожил до роты пехоты противника. В двухстах метрах от села «тридцатьчетверка» подожжена вражеским снарядом. В ней навсегда остались Крошка и сержант Борисенко Иван Никитович. В боевую машину его заместителя лейтенанта Алексея Ниловича Андреева тоже попал снаряд. Весь экипаж получил ранения. Лейтенант Андреев умер от полученных ран.
На подступах к селу тяжело ранен командир МСПБ 86-й танковой бригады капитан Козьмин Сергей Терентьевич. Его, вместе с капитаном Замула Архипом Игнатовичем, старшими сержантами Минеевым Григорием Михайловичем, Кузнецовым Петром Михайловичем и старшиной Нестеровым Григорием Арсентьевичем, попытались эвакуировать под огнем врага на машине. Попавший снаряд поджог машину. В ней сгорели и тяжело раненные освободители. Их похоронили в полутора километрах от села. Все бойцы, кроме командира батальона, не учтены ни в одной братской могиле.
Заместитель командира МСПБ 86-й тбр лейтенант Василий Михайлович Фокин на подступах к селу получил ранение, но поле боя покинул только по приказу командира.
Из пехотинцев первой вошла в село 1-я стрелковая рота 1142-го стрелкового полка 340-й стрелковой дивизии младшего политрука Платона Андреевича Елизарова. В бою отличился пулеметчик второй роты Эльменбай Назаров, который подавил две огневые точки. Красноармеец роты ПТР Василий Матвеевич Озерин из карабина уничтожил вражеского пулеметчика, мешавшего продвижению пехотинцев. Младший лейтенант Иван Никитович Новиков с двумя бойцами, когда в селе продвижение наших солдат остановил расчет вражеского станкового пулемета, внезапным броском уничтожил пулемет и его прислугу.
«За два дня за освобождение села отдали жизни около ста защитников Родины. Из них 60 бойцов из 1142-го стрелкового полка. Нам еще предстоит увековечить в селе сержантов Федоренкова Василия Ефимовича и Овчаренко Николая Фомича, старших лейтенантов Мичко Ивана Мефодьевича и Крошку Якова Яковлевича, сержанта Новикова Алексея Яковлевича»,- вздыхает Виктор Иванович Морковец.
Ждут своей очереди бойцы из 1142-го полка 340-й дивизии младший политрук Гусев Михаил Федорович, командир батареи старший лейтенант Павлов Владимир Васильевич, командир орудия старший сержант Казаков Александр Архипович, младшие сержанты Ахмандулин Курбан, Шевченко Константин Константинович и Петров Иван Гаврилович, старшина Пыханов Николай Ильич, красноармейцы Амерьеков Мамаш, Зилист Давыд Исаакович, Леонтьев Семен Маркович, Якубов Ягаш и Лялин Илья Сергеевич.
Остались у высоты перед селом солдаты 107-й стрелковой дивизии: красноармейцы Рудик Николай Филиппович, Врейдбурд (Брейбурд) Ефим Исакович, Ильин Григорий Михайлович, Майоров Владимир Васильевич, Кургин Георгий Тимофеевич.
16 января, в 12:00, командир 107-й дивизии доложил: «Противник бежит по направлению Острогожск. 504-й полк вышел в лес у развилки дорог Терновое, Солдатское, Коротояк-Острогожск ведет бой. 522-й полк стремительным ударом наступает с фланга. 1144-й полк вышел в район К, что у развилки дорог Терновое, хутор Труд на Острогожск. Решил: фланговыми действиями отрезать противника и не дать ему возможности выйти на Острогожск и далее на юго-запад».
Здесь, у развилок дорог, отдали свои жизни 16 января заместитель командира 1-го стрелкового батальона 340-й стрелковой дивизии лейтенант Пискаров Владимир Дмитриевич, красноармейцы Мельников Петр Михайлович и Воякин Иван Прокофьевич. Все они, по донесениям, похоронены в селе и не учтены до сих пор
То, что в селе находится братская могила, по мнению Виктора Ивановича Марковца, подтверждает еще один факт. Командир 3-го стрелкового батальона 504-го стрелкового полка 107-й стрелковой дивизии капитан Слюнькин Владимир Наумович был тяжело ранен при штурме Острогожска. Он умер от ран в селе Терновое. В донесении сказано, что его похоронили на площади села 19 января 1943 года. Посмертно он награжден орденом Александра Невского. Рядом отдали почести командиру батареи 10-го артиллерийского дивизиона РГК Соколову Ивану Николаевичу. Здесь же похоронили,умерших от отравления сержантов Смирнова Петра Ивановича, Воронова Илью Васильевича, Заболотского Ивана Сергеевича из отдельного армейского батальона 40-й армии.
Виктор Иванович считает, что для координации работы и контролем за увековечением защитников Родины в Воронежской области необходима специальная комиссия по проверке правильности заполнения и полноты списков погибших, умерших в прифронтовых госпиталях бойцов. Очень хорошо поставлена работа в этом направлении в Татарстане.
Девизом его нынешней жизни стали слова из книги Юлиуса Фучека «Репортаж с петлей на шее», написанной писателем в тюрьме Панкрац перед казнью, которые и сегодня не потеряли своей актуальности:
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы вы знали, что не было безымянных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния, свои надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же павшие в бою будут всегда близки вам как друзья и как родные!»
Сейчас ветеран работает над списками солдат, умерших от ран в госпиталях, находившихся в Новохопёрском и Воробьевском районах. В его делах ему помогают и поддерживают дочь Надежда Викторовна и внук Антон.
На сегодняшний день Виктору Ивановичу удалось установить фамилии 117 умерших солдат и офицеров, найденных им по двум районам. Они умерли от ран, но забыты и не учтены властями. Очень надеется Марковец, что местная администрация не отмахнется от его помощи За свою подвижническую, бескорыстную работу Виктор Иванович, по представлению Областной организации ветеранов войны Воронежской области и Республиканской организации ветеранов войны Республики Татарстан награжден Почётным знаком Всероссийской организации ветеранов войны и труда (пенсионеров), Вооружённых Сил и правоохранительных органов Российской Федерации.
ИСТОЧНИК http://www.proza.ru/2016/02/13/1706 |