Герой Советского Союза, Летчик Иван Федоров- Штрафбатя
Этот рассказ планировали опубликовать к 23
февраля. Дело в том, что наш герой родился именно в День защитника Отечества.
Мы хотели поздравить и его, и всех, кто защищает и защищал нашу Родину. Но,
увы, до своего 97-летия Герой Советского Союза, легендарный командир
летчиков-штрафников Иван Евграфович Федоров не дожил одиннадцати дней, он умер
12 февраля 2011 года.
В годы Великой Отечественной войны Иван Федоров был командиром уникального в
мировой военной истории подразделения - группы летчиков-штрафников. За
выдающиеся фронтовые заслуги неоднократно представлялся к званию Героя
Советского Союза, но Золотую Звезду получил только в марте 1948 года по личному
указанию Сталина - «за испытание и освоение новой военной техники и проявленные
при этом мужество и героизм». …Секретное сообщение (от 26 мая 1941 года!)
начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии
генерал-лейтенанта Голикова на имя народного комиссара авиационной
промышленности СССР Шахурина пышет негодованием: «Кроме того, имеются сведения,
что полигона для стрельб на заводе нет. Стреляют где попало, даже по козам.
Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной
форме одежды…»
- Меня всю жизнь считали нарушителем и хулиганом, - объяснил мне Герой
Советского Союза И. Е. Федоров. - Не раз понижали в званиях, выгоняли, сажали
под арест, но, слава богу, крыльев не лишали…
Когда Громов грянул
Впервые об Иване Федорове мне рассказал другой выдающийся наш летчик - Михаил
Михайлович Громов. С ним я познакомился в середине восьмидесятых годов прошлого
теперь уже века. Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Громов
увлеченно работал над рукописью своих мемуаров. Увы, о своем фронтовом
подчиненном Иване Федорове и летчиках-штрафниках даже Громов в открытой печати
поведать тогда не мог: цензура, соображения секретности. И я, занеся фамилию
штрафного летчика в журналистский блокнот, на многие годы забыл об этой
«нецензурной» записи. А события были удивительные…
С первых же дней Великой Отечественной войны летчик-испытатель Иван Федоров
стал забрасывать все мыслимые инстанции требованиями об отправке на передовую.
Настойчивые его рапорты оставались без ответа. Впрочем, иного и быть не могло:
на авиазаводе в Горьком он ставил на крыло новые самолеты, которые после
обкатки сразу улетали на боевые позиции. «Броня от фронта» была непробиваемой.
И однажды он решился на отчаянный шаг. Подняв в воздух новенький истребитель,
взял курс на запад.
М. Громов (в 1942 году - командующий Третьей воздушной армией Калининского
фронта): «На фронтовом аэродроме ЧП - неопознанный самолет!» А Ванька глушит
моторы, счастливая улыбка до ушей: «Товарищ генерал! Летчик-испытатель Федоров
прибыл в ваше распоряжение…»
- Особисты вполне могли расстрелять меня за угон самолета и «дезертирство» с
авиазавода, - прокомментировал мою давнюю журналистскую запись Иван Евграфович.
- Но спас Громов.
Тогда Иван Федоров, конечно, не знал, что спас его, объективно говоря, не
Громов, а сам Иосиф Сталин! Вернее, знаменитый и беспощадный сталинский приказ
№ 227 от 28 июля 1942 года, который однозначно потребовал: ни шагу назад!
Приказ детально определил: «Сформировать в пределах фронта от
одного до трех штрафных батальонов… В пределах каждой
армии от 5 до 10 штрафных рот… чтобы в более трудных условиях искупили свою
вину кровью».
До сих пор самым весомым аргументом
опровергателей «летающего штрафбата» является такой: как же они дрались «без
присмотра», почему не улетали к немцам? Да потому!
Михаил Громов ответственность за летчиков-штрафников на себя взял и собственной
головой рискнул. Через два месяца отчаянных боев командующий Калининским
фронтом Конев вызвал Ивана и приказал: «Пиши отчет, предлагай, что делать со
штрафниками». И Федоров четверых своих летчиков предложил представить к званию
Героя Советского Союза, остальных - к другим высоким правительственным наградам
и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам.
После войны летчик-испытатель Федоров работал в КБ Лавочкина. Начиналась эра реактивной
авиации. Испытывая новейшие самолеты, Федоров попутно установил несколько
десятков рекордов.
Сталин с уважением и симпатией относился к Лавочкину, чем тот и воспользовался
при встрече. «Это, Иосиф Виссарионович, наш шеф-пилот, - подтолкнул он к вождю
Ивана. - Фронтовик. Неоднократно представлялся к званию Героя…» Сталин
задумался, с интересом буравя Федорова своим тяжелым взглядом, попыхал трубкой.
Потом пообещал: «Разберемся!» Так в марте 1948 года Иван Федоров получил давно
заслуженную награду - Золотую Звезду Героя.
Засекреченный Герой
Многие годы Иван Федоров был абсолютным секретоносителем. Официальное о
нем упоминание случилось только в перестроечные времена: в 1988 году его имя
впервые появилось в открытой печати - в биографическом словаре «Герои
Советского Союза». В официальном издании были перечислены, например, его
награды - ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной
войны I и II степеней, Красной Звезды и т. д., при этом как-то туманно и
обтекаемо говорилось о количестве сбитых самолетов врага. Почему? Да потому,
что по количеству уничтоженных во время войны вражеских
самолетов И. Федоров значительно превзошел наших самых прославленных воздушных
асов. И при личной с ним встрече я не мог не задать прямого вопроса: сколько
сбил?
Иван Евграфович ответил буднично: «134 самолета. Шесть из них - таранил. Это за
все военные конфликты…» Для сравнения: на официальном победном счету
известнейшего воздушного аса, трижды Героя Советского Союза Александра
Покрышкина 59 сбитых фашистских самолетов, трижды Герой Советского Союза Иван
Кожедуб уничтожил 62 самолета
- И Кожедуб, и Покрышкин - выдающиеся герои, - сказал Иван Евграфович. - Но на
фронте много отважных ребят было. Знаю летчиков, которые и по десятку самолетов
за один бой сбивали. Ни в одной армии мира нет таких показателей…
Серое словечко «показатели» в нашем разговоре возникло не случайно. Дело в том,
что «социалистический учет» у советских летчиков был организован чрезвычайно
жестко и ему сопутствовали совсем непростые условия. У немцев хватало доклада
пилота, чтобы его победа в воздушном бою была признана и отмечена. Личные
показания наших летчиков в расчет не принимались. Исключительно «подтверждение
с земли» имело документальное значение.
- Надо было ехать на место боя, искать, доказывать, - вспоминает о процедуре
«учета» Федоров. - Добирается туда комендантская команда, а пехота говорит: это
мы сбили. У зенитчиков, артиллеристов - свои претензии. Никто не дает
необходимую справку. В контакт входили и добивались доброго расположения
традиционным российским способом - вынимали бутылку спирта…
- А спирта, если честно, было жалко, - признался, смеясь, Иван Евграфович.
Сегодняшние недоброжелатели Федорова соглашаются признать, словно на рынке
торгуясь, «до семнадцати» его личных боевых побед. Пусть эта цифра останется на
совести тыловых счетоводов. Ведь даже в английских источниках (например, в
энциклопедии «Асы Сталина») другой приведен счет: по версии англичан, в годы
Великой Отечественной войны Иван Федоров уничтожил 49 самолетов врага лично и
47 - в группе.
К этой «бухгалтерии» Иван Федоров всегда был равнодушен, а сенсационную цифру
сбитых им самолетов врага назвал мне совершенно мимоходом: ты спросил, я
ответил.
Дважды Герой Советского Союза
генерал-лейтенант авиации Виталий Попков (прототип Маэстро из культового
фильма «В бой идут одни «старики»), который в официальной иерархии самых
результативных советских летчиков Великой Отечественной войны
значится на четвертом - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - месте,
никогда не скрывал, что считает себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: «Любой
бой я сразу переводил на «вертикаль», чему научил меня виртуозный
летчик-истребитель Иван Федоров...»
Стыдная история
Первые мои журналистские публикации о командире группы летчиков-штрафников
состоялись в год 60-летия Победы. И были они написаны со слов Михаила Громова и
самого Ивана Федорова. Тем не менее газетный рассказ о «живой встрече» с
командиром летчиков-штрафников был замечен на самом верху. Журналисты самых
разных изданий стали добиваться у героя «эксклюзивных интервью». Возможно, все
эти обстоятельства и послужили началом уже другой, стыдной истории… В редакции
центральных газет, на телевидение вдруг стали приходить «протестующие письма»,
которые можно было бы объяснить обыкновенной человеческой завистью и не
обращать на них внимания, но уж больно громкие фамилии стояли под
«опровержениями». Я не буду сегодня вспоминать эти фамилии, скажу только, что
отцы возмущенных «подписантов» были в свое время кремлевскими
вельможами-небожителями и сталинскими приближенными. Претензия сводилась к тому,
что летчиков-штрафников не было, потому что не было никогда!
И пришлось мне несколько лет заниматься «архивными изысканиями». Наша история -
самая таинственная в мире, и многие грифы секретности, наштампованные еще
бериевскими сотрудниками, продолжают оставаться действующими… Легче всего
оказалось подтвердить авиационные рекорды. Приведу самую последнюю строку из
представления И. Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: «В конце 1947
года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости».
Ниже подпись: главный конструктор Лавочкин.
В конце концов я добрался и до наградного листа, подписанного зимой 1943 года
генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко.
Цитирую с некоторыми сокращениями: «Федоров И. Е. - участник Отечественной
войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах.
За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности
старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по
совместительству командовал отрядом управления, а затем ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ
(выделено мною. - В. В.) летного состава».
А вот свидетельство из другого наградного листа, подписанного в октябре 1944
года полковником Додоновым и генерал-лейтенантом авиации Журавлевым: «Лично
полковник Федоров летает на всех типах отечественных самолетов с большим
желанием. В бою смел и при встрече с противником навязывает ему бой. За
организацию и руководство ГРУППОЙ ШТРАФНИКОВ (выделено мной. - В. В.) и
командование дивизиями Федоров И. Е. награжден
орденом Отечественной войны I ст. и орденом
Александра Невского…»
И еще цитата. Из наградного представления к ордену Отечественной войны I ст.,
подписанного командующим 3-й ВА Громовым 27 декабря 1942 года: «За период с 23
июня 1942 г. тов. ФЕДОРОВ имеет лично 82 боевых вылета, из них 73 вылета на
сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, 2 вылета на
бомбометание и 1 вылет на штурмовку противника. Тов. ФЕДОРОВ провел 6 воздушных
боев, в результате которых: 12.7.42 г. северо-западнее гор. Белый в группе сбил
самолет противника (МЕ-109). 23.9.42 г. над аэродромом Бошарово один вел
неравный бой с 24 самолетами противника (18 Ю-88 и 6 МЕ-109), в котором сбил
один и подбил два самолета противника (все три Ю-88). В этом бою тов. ФЕДОРОВ
получил легкое ранение в ногу и на сильно поврежденном самолете произвел
посадку на своем аэродроме. 25.9.42 г. над Ржевом в бою пятеркой против 8
самолетов противника тов. ФЕДОРОВ сбил один самолет (МЕ-109). 26.9.42 г. над
Ржевом, ведя бой с 9 самолетами противника, тов. ФЕДОРОВ сбил 1 самолет Ю-88 и
в тот же день в другом воздушном бою против 10 самолетов противника подбил 1
самолет Ю-88. 27.9.42 г. также над Ржевом сбил 1 и подбил второй самолет
противника (оба МЕ-109). В этом бою тов. ФЕДОРОВ был сбит сам и получил ранение
лица и ног».
Никаких комментариев, по-моему, не требуется. Но обратите внимание на
разночтения в документах: если у Громова зафиксировано, что 12.7.42
г. Федоров уже сбил самолет врага, то в первом процитированном представлении к
награде он назван участником войны… с 27.7.42 г. В этих безобразных штабных
ошибках тоже Федоров виноват?!
Что касается «количества сбитых самолетов» (а штрафникам их особо и не
считали), то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому,
что плохо искал, а потому, что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить
историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить
нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в простой
«правительственной командировке». А отважно там дрался и побеждал фашистов (по
разным сведениям, проверить которые сегодня не представляется возможным,
«испанский счет» составил 24 сбитых самолета) некий «капитан Жан», которого
испанцы прозвали Диабло Рохо - Красный дьявол.
И в Китае согласно официальным документам в 1940 - 1941 годах Иван Федоров,
надо полагать, тоже мирно летал-развлекался. Именно об этом его летном периоде
сообщалось в донесении начальника Разведывательного управления Красной Армии
наркому авиационной промышленности СССР.
- Да, по горным козам стреляли! - сразу же согласился с «вопиющим фактом» и
объяснил секретную переписку Иван Евграфович. - Потому что жрать летчикам было
нечего…
У историка Вячеслава Родионова, который много лет скрупулезно исследует
биографию Федорова, свое видение «победной проблемы» летчика-штрафника: «Почему
вообще у некоторых завистников возникает сомнение в количестве сбитых Иваном
Евграфовичем самолетов? Это в штабах должны были фиксировать уничтоженные им
цели. Домысливать ничего не буду, но напомню мелкий в масштабах военной истории
факт: в это же время на Калининском фронте летал Василий Сталин. И авиадивизия,
к которой сын вождя был приписан, просто поражала своей победной
результативностью. Как тут не вспомнить ломоносовское: «Если где-то убавилось,
то в другом месте обязательно присовокупится…»
Сколько Звезд Ивану «недодали»?
В годы Великой Отечественной войны для летчиков были определены специальные
наградные «расценки»: 19 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 0299 (НКО
СССР) «О порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной Армии
за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди
отдельных летчиков». Согласно этому приказу к званию Героя Советского Союза
летчик представлялся за десять сбитых самолетов врага. К концу войны, когда
отлегло, «наградную планку» приподняли, и Звезду стали давать за десять лично
сбитых бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолетов
других типов.
Мы не будем делить «на пятнадцать» 134 самолета, которые, я твердо в этом
убежден, завалил отчаянный летчик-штрафник, а возьмем нижний предел
- 17 (который допускают даже недоброжелатели летчика) уничтоженных им целей. И
получается, что по любому счету положена Ивану Евграфовичу еще одна Золотая
Звезда Героя - именно за военные заслуги. И соответственно бюст от государства
на родине героя. Бюст положен, но Федорову он не требуется. Он сам себе
установил памятник! На одном из подмосковных кладбищ. На могиле жены, летчицы и
участницы войны, с которой летал в одном фронтовом небе и рядом с которой
теперь вот упокоился. Памятник по нынешним временам весьма скромный:
вертикальная плита, на которой изображена красивая пара - мужчина, вся грудь в
орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами вместо ангела. Год
смерти мужчины на могильной плите многие годы не был обозначен, пустовала
строка…
|