Война не окончена, пока не названо имя последнего солдата!
Память о Великой Отечественной войне у каждого из нас своя. Как и понимание того, что нужно сделать для ее сохранения. С каждым годом ширятся поиски родственниками любых сведений о солдатах, погибших на фронтах войны, умерших от ран в госпиталях и медсанбатах, пропавших безвестными. Кто-то потом приезжает к братской могиле, чтобы почтить память, а кто-то до сих пор так ничего и не знает о военной судьбе отца, деда, прадеда. И вновь продолжают собственные поиски. И здесь, в ходе самостоятельных поисковых исследований, на первый план выходят вопросы не столько поисков информации, сколько вопросы морали и нравственности, нашего уважения к погибшим и пропавшим без вести.
Пока ты далек от всего этого, пока сам не начал собственных исследований, ты мало задумываешься о таких обыденных вещах, как: - кто же проводит поисковую работу и какие, собственно, цели ставят перед собой поисковики. Кто устанавливает памятники и кто их потом содержит. Числится ли этот памятник или воинское захоронение на учете и на балансе какой организации, учреждения или ведомства находится. Кто в праздничные дни организует митинги в местах воинских захоронений и кто обычно присутствует там. Всё это воспринимается большинством из нас как нечто должное и само собой разумеющееся.
Не так давно я для личной нужды сделал подборку печатных материалов СМИ, в которых рассказывалось о поисковой работе. Можно только сожалеть, что журналисты не пытаются вникнуть в суть такого важного вопроса, как увековечивание памяти погибших при защите Отечества, не стремятся рассказать о целях и задачах поисковой работы. Как правило, их рассказы ограничиваются повествованием об обнаруженном медальоне или о каком-либо предмете с инициалами или фамилией солдата. Но, при всем этом, они часто упоминают, что в ходе "Вахты памяти" было поднято какое-то число останков погибших солдат. А дальше, как правило, идет рассказ о церемонии торжественного перезахоронения останков. Рассказать о том, какие части, полки, дивизии сражались в этом месте, насколько ожесточенными были бои, что подтверждается именно поисковыми разведками, а также о том, что основной задачей является установление имен погибших бойцов, наши журналисты отчего-то не рассказывают. О кропотливой работе по розыску родственников, о взаимодействии с Советами ветеранов тоже почти не упоминается. И читая эти многочисленные статьи и заметки, невольно задаешь себе вопрос:- Ну, что с того, что поисковики нашли в обвалившемся и заросшем бурьяном окопе останки бойцов? Имена их - неизвестны! Что с того, что останки, пусть и торжественно, но перенесли для захоронения на современном мемориале? И в чем тогда заключается суть такого поиска? А более всего вызывает обоснованное возмущение "дух соревнования", какой из поисковых отрядов поднимет больше останков. Это же не какие-то грибы-ягоды, это же останки наших отцов, дедов, прадедов.... Следует заметить, что и внутри поискового сообщества порою разгораются нешуточные споры в отношении тех или иных событий, по разному понимается суть увековечивания Памяти. Конечно, у каждого из нас "своя" правда. И каждый из нас может привести множество аргументов и фактов в свою поддержку. Между тем, есть федеральный закон "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", закон "О погребении и похоронном деле", где довольно внятно прописано все, что требуется.
На сегодняшний день, благодаря базам данных Министерства Обороны России появилась уникальная возможность попытаться отчасти разобраться в суровых событиях военного времени, восстановить имена тысяч погибших и пропавших без вести солдат. Рассекреченные документы военного времени, пусть порою "сухо" и беспристрастно, но достаточно объемно рассказывают о великом подвиге, совершенном нашими отцами, дедами, прадедами в годы войны. И мы должны бережно сохранить эту память!
29 февраля в Зале Совета Государственного Эрмитажа состоялся круглый стол, в рамках которого рассматривался очень важный, можно даже сказать, злободневный вопрос: «Воинские захоронения как объекты исторической памяти и культурного наследия». Названное мероприятие было организовано Государственным Эрмитажем и Информационно-аналитическим центром «Помним всех поимённо» из г. Санкт-Петербург. Основание для заседания послужило открытое письмо сотрудника ИАЦ «Помним всех поимённо Е.И. Комшиловой председателю Союза музеев России, директору Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровскому, опубликованное на официальном сайте «Союза музеев России». В рамках круглого стола была рассмотрена проблема соблюдения положений федерального закона "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" в связи с участившимися случаями необоснованного вскрытия, эксгумации и переноса останков погибших или умерших от ран бойцов из воинских захоронений военного времени. К сожалению, таких случаев с каждым годом становится все больше и больше. При этом, следует заметить, что эти действия совершаются не только так называемыми "черными копателями", но и участниками поисковых отрядов и поисковых объединений. В частности, в рамках круглого стола был рассмотрен факт проведения молодёжного поискового лагеря «Волховский фронт-2015» в августе 2015 года в Кировском районе Ленинградской области на территории объекта культурного наследия регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.»».
Целями проведения круглого стола являлись:
1. Обозначение перед нашим обществом проблемы происходящей в стране "эпидемии" эксгумаций воинских захоронений.
2. Выявление причин происходящих эксгумаций останков бойцов, погибших при защите Отечества;
3. Юридическая, моральная, этическая оценка такого рода действий;
4. Профессиональная оценка исторической и культурной ценности воинских захоронений, как памятников истории Отечества;
5. Выработка консолидированного мнения для подготовки предложений по принятию незамедлительных и действенных мер по охране воинских захоронений, как памятников истории Отечества.
В своем обращении к участникам круглого стола М.Б. Пиотровский особо подчеркнул, что проблема сохранения воинских захоронений является важной проблемой музейного сообщества России.
Безусловно, многим небезразличным людям памятны жаркие споры и судебные разбирательства, связанные с застройкой мемориального Бородинского поля. Похожая ситуация складывалась вокруг Подмосковного воинского мемориала в близи д. Кузовлево, где осенью и зимой 1941 года мужественно сражались и погибали бойцы 43 Армии.
В тоже время в Петербурге внимание общества привлекается к проблеме сохранности могил Героев Советского Союза и России, многие из которых до сих пор так и не признаны объектами культурного наследия. А ведь такой статус позволил бы решить множество вопросов, в том числе и надлежащего содержания и благоустройства.
Поиски сведений о деде на сегодняшний день стали для меня одним из важнейших занятий. Вместе с дедом мне удалось установить имена его однополчан из 922 стрелкового полка, а потом и из 250 стрелковой дивизии. На сегодня мной составлены списки безвозвратных потерь (погибшие) 250, 242, 134, 135 стрелковых дивизий, списки умерших от ран в медсанбатах и госпиталях, пропавших без вести. Получается так, что по архивным документам военного времени возможно установить не только персональные данные бойцов, но выявить по документам, конечно, с определенной степенью допустимости, первичное место захоронения на полковом или дивизионном пункте погребения, госпитальное захоронение.
И здесь возникает очень важный вопрос морально-нравственного аспекта: Что нужно сделать для достойного увековечивания Памяти? Многие представители поискового сообщества придерживаются, даже твердо настаивают на следующей позиции - увековечивать имена на современных мемориалах следует только тогда, когда имеется высокая достоверность, что останки бойцов действительно там похоронены. Мне же представляется верным следующий алгоритм поиска: на первоначальном этапе целесообразно сформировать списки потерь конкретной воинской части, полка или дивизии. При этом, по архивным документам военного времени, станет возможным выявить первичные места захоронений. После этого нужно провести проверку каждого бойца по имеющимся базам данным и параллельно, провести сверку вновь сформированных именных списков потерь с именными списками, прилагаемых к учетным карточкам современных воинских захоронений, что позволит исключить имена ранее увековеченных бойцов. Поскольку кроме архивных сведений о первоначальных местах захоронений другой информацией мы не располагаем, целесообразно провести силами поисковых отрядов полевую разведку на местности, используя указанные в документах ориентиры. Безусловно, спустя более чем 70 лет рельеф местности изменился, тем не менее, попробовать это сделать нужно. Довольно часто упоминаются сведения о послевоенных перезахоронениях с целью "укрупнения" воинских захоронений. Чтобы разобраться в этом вопросе целесообразно изучить в общественно-политических архивах имеющиеся документы. Таким образом, проведя комплекс мероприятий, в результате мы получим достаточно достоверный именной список погибших солдат, имена которых не увековечены на близ расположенных современных мемориалах, хотя имеются все основания полагать, что солдаты погибли именно в этом районе.
Будет ли ошибкой или лукавством с нашей стороны, если мы воспользуемся своими именными списками для поименного увековечивания солдат, погибших при защите Отечества? Да, могилы их - неизвестны, возможно их даже не существует. Но подвиг, совершенный этими солдатами- бессмертен и заслуживает с нашей стороны уважения и достойного почитания. Если же поисковые отряды позже обнаружат останки погибшего бойца, пусть даже в другом месте, за несколько километров от современного мемориала, ни что не будет препятствовать тому, чтобы в торжественной обстановке достойно предать их земле на том самом мемориале, где увековечено имя этого солдата. Если же поисковые отряды обнаружат останки, но не смогут установить персональные данные бойцов, то и в этом случае, безымянные останки бойцов согласно именным спискам обретут свои имена!
Таким образом, нам удастся восстановить имена погибших и увековечить их на воинских мемориалах. И в этом важном вопросе увековечивания памяти реальную помощь могут оказать Советы ветеранов, которые станут настоящими координационными центрами в вопросе увековечивания и сохранения памяти!
Часто можно услышать, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. Это в корне не верно! Война не окончена, пока не названо имя последнего солдата! |