В Севастополе почтили память загадочно потонувшей 100 лет назад «Императрицы Марии»
Новейший линейный линкор Черноморского флота - гроза немцев в Первую мировую войну взорвался 20 октября 1916 года. До сих пор причины его гибели - тайна за семью печатями.
Любимица флота
Реклама 30
Величественно и неторопливо линкор Черноморского флота «Императрица Мария» - совсем новехонький - входил на Севастопольский рейд днем 30 июня 1915 года.
Корабль так назвали по имени вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги покойного императора Александра III.
Город и флот ликовали. Моряки с нетерпением ждали, когда «Мария» выйдет в море и выметет за его пределы изрядно надоевшие немецкие корабли «Гебен» и «Бреслау», которые чувствовали себя на Черном море как дома. Она уже давно заочно стала любимицей флота, активно участвовала в ряде операций и могла бы подорвать еще не один вражеский корабль, если бы не потонула 20 октября 1916 года…
На сто лет о «Марии» забыли… Нигде нет никаких мемориалов в память о погибших моряках. Только сейчас в Севастополе решили почтить память матросов и линкора.
В четверг, 20 октября, на месте, где ровно век назад потонул линкор, на воду был спущен венок и в море плавно на волнах покачивались алые гвоздики словно капли крови погибших моряков.
- Памяти морякам, а их около 300 человек, надо воздать должное. Мы не должны забывать такие вещи, - сказал «Комсомольской правде» в Крыму» ученый секретарь военно-научного общества Черноморского флота капитан первого ранга Сергей Горбачев.
Разобрали на металл
Причины трагедии до сих пор неизвестны. Красавец линкор – флагманский корабль адмирала Колчака - в то октябрьское утро стоял в Севастопольской бухте.
Вахтенные вдруг услышали характерное шипение - горел порох. А затем увидели дым и пламя. Матросы пытались потушить пожар, но в 6 часов 20 минут на корабле раздался сильный взрыв и столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 метров. Потом были еще несколько «хлопков».
Когда дым рассеялся, моряки увидели жуткую картину: взрывом вырвало участок палубы, снесло боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту. Порядка 300 матросов и унтер-офицеров, которые в тот момент находились в носовой части корабля, погибли, многие были сильно обожжены.
К 7 утра пожар стал стихать, и, казалось бы, «Марию» можно спасти, но вдруг раздался еще один взрыв - более мощный.
Линкор стал быстро оседать носом, опрокинулся вверх килем и затонул на глубине 18 метров (носом) и 14, 5 метра (кормой).
Уже на следующий день из Петрограда в Севастополь выехала специальная комиссия по расследованию гибели линейного корабля.
Рассмотрев возможные причины взрыва, комиссия остановилась на трех: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или самим порохом и, наконец, злой умысел. До сих пор к одной четкой версии не пришли.
- Операции по подъему линкора стали планировать непосредственно после его гибели. В течение 1917-1918 г.г его подняли. В 1927 году корабль был разделан на металл, - рассказал Сергей Горбачев.
КОНКРЕТНО
Водоизмещение: 23 413 т.
Размеры: длина - 168 м, ширина - 27,43 м, осадка - 9 м.
Скорость хода максимальная: 21,5 узлов.
Дальность плавания: 2960 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 4 винта, 33 200 л. с.
Бронирование: палуба - 25-37 мм, башни - 125-250 мм, казематы - 100 мм, рубка - 250-300 мм.
Вооружение: 4х3x305-мм башни, 20x130-мм, 5x75-мм орудий, 4x450-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1386 чел.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ МОРЯКАМ РОССИИ! |