Подвиг без срока давности. Памяти 7-ой Дальневосточной кавалерийской дивизии
В марте этого года исполняется 70-летие тяжелых оборонительных боев на севском участке Курской дуги. В этих боях с 18 марта по первые числа апреля 1943 года стойко и мужественно сражалась с врагом в составе 2-го Гвардейского казачьего кавкорпуса 7-ая Дальневосточная кавалерийская дивизия, сформированная в 1942 году в селе Камень-Рыболов из военнослужащих, в том числе и дагестанцев.
Накануне этой даты в редакцию пришло письмо от жителя города Севска, историка и краеведа В.С. Макухина, который многие годы посвятил изучению трагической и героической обороны родного города.
– Наступление в марте 1943 года строилось без четко выраженной идеи сосредоточения основных усилий на определенном направлении. Наступление было неудачным, поэтому о нем долгое время предпочитали не вспоминать. Оборона г. Севска представляла собой совокупность боев, не объединенных одним планом, в чем убеждаешься, исследуя архивные материалы: карто-схемы, описания боевых действий. Это и объясняет трагичность судьбы 7-ой Дальневосточной кавдивизии, сформированной на базе 8-ой кавдивизии в селе Камень-Рыболов, – пишет Владимир Сергеевич Макухин.
Так почему же наступление закончилось обороной города Севска и стало трагедией для многих воинских соединений, в том числе и 7-ой кавдивизии? Чтобы узнать это, вернемся к событиям 70-летней давности.
Начало 1943 года. Закончилась Сталинградская битва. Верховное командование решает преподнести немцам еще один «котел» и ударом через Курск и Севск на Брянск и Карачев окружить крупнейшую Орловскую группировку немцев. Масса войск, высвободившихся из под Сталинграда, из резервов и снятых с разных участков Западного фронта были направлены на запад к Дмитриев-Орловскому, Севску. Шли войска 2-й танковой армии, 65-й армии ген. Батова, 60-й армии ген. Черняховского,70-й армии войск НКВД, отдельные полки, лыжные, стрелковые, морские бригады. Шли 400-500 км в январские морозы и февральские метели по дорогам, пробитыми танками в двухметровых сугробах, и без дорог, сшибая во встречных боях подходившие немецкие дивизии, освобождая города и села Курской, Орловской областей. Весь колесный транспорт застрял в снегах. Тащили на себе патроны и снаряды, пушки и продовольствие. Было огромное количество отставших и обмороженных, начался тиф.
Через 400 км марша боеспособными остались небольшая часть танков 11-го танкового корпуса из 2-й танковой армии, имевших запас горючего и снарядов и конно-лыжная группа под командованием командира 2-го гв. кавкорпуса генерал-майора В.В. Крюкова.
После взятия 1 марта 1943 года города Севска, войска разделились на две части. Танкисты повернули на север, на Брянск, а кавалеристам и лыжникам было приказано двигаться на запад, на Северную Украину. И начался рейд, героический, трагический и неоправданно забытый, без флангов и тыла, без боеприпасов и фуража.
К середине марта 1943 года воевали в основном трофейным оружием. За 10 дней рейда кавалеристы и лыжники разрушили все немецкие коммуникации, склады, мосты на протяжении более 100 км от Севска на запад.
12 марта 1943 года казаки и лыжники своими передовыми частями форсировали Десну и вышли на окраины Новоград-Северска и Белой Березки. Понимая, какая угроза нависла над тылами, немецкое командование в ночь на 13 марта 1943 г. в спешном порядке выгрузило на станции Новоград-Северска полнокровную 4-ю танковую дивизию. Подошли части двух немецких пехотных и трех венгерских легкопехотных дивизий, из-под Ржева автотранспортом и по железной дороге перебрасывались лыжные батальоны. Так закончилось наступление, и начались тяжелейшие оборонительные бои.
2-й гвардейский кавкорпус и лыжные бригады оказались в глубоком окружении, и командующий фронтом генерал Рокоссовский дает приказ на отход группы назад к Севску. Но было уже поздно. Коней почти не осталось, кавалеристы стали обыкновенными пехотинцами. Днем как могли, держали оборону, а ночами устремлялись на немецкие танки, вырываясь из окружения. Невозможно сегодня полностью установить фамилии всех павших в тех боях, но и по сохранившимся в Подольском архиве документам кавкорпуса и лыжных бригад можно судить о драматизме тех событий.
17 марта началась оборона Севска. У командующего Центрального фронта Рокоссовского резервов не осталось. Основная группировка наших войск севернее Севска была остановлена, понесла большие потери и вела тяжелейшие оборонительные бои. Ротами и батальонами воинских соединений, состоящих сплошь из 18-19-летних необученных солдат, призванных на войну в конце 1942 года, командовали младшие лейтенанты и лейтенанты. Эти ребята полягут почти все в полях и перелесках, на улицах выжженного города, бросаясь с гранатами под танки, в рукопашных на высоте 216,2, по нескольку раз на день переходящей из рук в руки, стертой наполовину многодневными бомбежками...
– 7-я кавдивизия прибыла на фронт 16 марта 1943 года, выгрузившись на станции Теплая и совершив 500-километровый марш по заснеженному бездорожью. Дивизия, вступая в бои, имела в своем составе значительный недокомлепкт: 22% людей и свыше 25% коней, не имела тяжелой артиллерии, – пишет В.С. Макухин.
19 марта командир 7-ой кавдивизии полковник Смирнов получил приказ занять оборону на рубеже высоты 221,7 на северной окраине г. Севска, где она тут же вступила в бои с превосходящими силами противника. В этих боях дивизия потеряла половину состава, но не дала замкнуть кольцо окружения.
Кавалеристы проявили примеры героизма и мужества. Так во время боя 20 марта командир батареи лейтенант Лозовский из 45-мм пушки подбил три танка. Командир 2-го эскадрона лейтенант Громов, вскочив на прорвавшийся танк, стал отворачивать ствол пушки. Экипаж пытался открыть люк, но лейтенант ударил танкиста автоматом и спрыгнул на землю. Это заметил Лозовский и прямой наводкой подбил танк. Старший лейтенант Полещук и лейтенант Синицкий с 60-ю бойцами уничтожили 600 немцев и три танка. Погибли оба. Связист Беляев, увидев, что на командный пункт ползут танки, выхватив у погибшего красноармейца противотанковое ружье, подбил два из них. В этом кромешном аду сгинули очень многие, в том числе и лейтенант Працун, родственник Почетного жителя Ханкайского района, поисковика, собирающего историю боевого пути 7-ой Дальневосточной кавдивизии И.В. Гапонова.
Непрерывные атаки вражеских танков и пехоты на полуокруженный город чередовались налетами по 18-25 самолетов и непрекращающимся сутками обстрелами тяжелой артиллерии и минометными. Таяли, отрезанные от своих, ряды защитников Севска. В ночь на 26-е марта на город устремляются десятки немецких огнеметных танков, выжигая все вокруг.
Еще сутки в городе шли бои. К утру 27-го защищать его стало некому. Большая часть кавалеристов 2-го гв. кавкорпуса и лыжников 28-й и 30-й лыжных бригад погибла. Небольшая часть вырвалась и заняла оборону по р. Сев. Во второй половине дня была предпринята попытка город вернуть. Последний резерв генерала Крюкова 16-й гв. Добровольческий кавполк 4-й гв. Ставропольской кавдивизии по разбитому льду реки Сев прорвались в центр Севска, но большей частью остались там навсегда. Уцелели всего 25 казаков-ставропольцев.
В конце месяца закончились бои на всем Центральном фронте, и образовалась знаменитая Курская дуга, своим выступом и границей прошедшая рядом со старинным, полностью сожженным и разрушенным Севском. Только в боях в «Севском рейде» и обороне города погибли более 15-и тысяч кавалеристов и лыжников.
23 мая 1943 года приказом Ставки Верховного командования 7-я Дальневосточная кавалерийская дивизия была расформирована на укомплектование 3-ей Кубанской, 4-ой Ставропольской, 20-ой Среднеазиатской горно-кавалерийских дивизий 2-го Гвардейского кавкорпуса. Почти заново сформированный в г. Задонске 2-й гв. кавалерийский корпус вернется на Брянщину в конце июля 43-го. Благодаря этому корпусу наши войска за два дня в середине сентября 43-го прорвут непреступную линию немецкой обороны «Хаген» и освободят Брянск и Бежицу. Он совершит еще много рейдов во вражеские тылы в Белоруссии, Польше, Германии.
Окончание войны кавалеристы встретят севернее Берлина, напоив своих коней в Эльбе. А генерал В.В. Крюков, лучший друг маршала Г.К. Жукова, после войны будет репрессирован и проведет много лет в тюрьме вместе со своей женой, знаменитой певицей Л.А. Руслановой.
В 50-80-е годы о конкретных потерях не говорили, только о победах. О заслугах генерала, о трагическом пути его корпуса под Севском было приказано не вспоминать.
Более десятка лет поисковики из Севска под руководством учителя истории Владимира Сергеевича Макухина проводят раскопки, с воинскими почестями придают земле в близлежащих селах останки наших солдат, погибших в боях за их город.
На трассе Москва-Киев у г. Севска поставили памятник павшим в мартовских боях кавалеристам и лыжникам из конно-лыжной группы генерала Крюкова. В каждую годовщину тех событий к памятнику приезжают люди, в том числе из далекого Дагестана, чтобы отдать дань памяти землякам, погибшим при защите маленького городка на брянской земле.
А в 2010 году в честь кавалеристов 7-ой и 8-ой Дальневосточных кавдивизий стараниями И.В. Гапонова памятный знак был установлен и у нас, в селе Камень-Рыболов.
Подготовила Ольга ВЛАДИМИРОВА
http://primzori.ru/?list=2&p=9567 |