Артём ГНАТЕНКО
Гаджи Верди Махмудов ушел на фронт в 1941 году
На Кубани нашли останки солдата, пропавшего без вести 71 год назад
Об этом сыну бойца сообщили корреспонденты «Комсомолки» [эксклюзив «КП», фото]
Иногда, как говорят поисковики, «земля отдает» солдат сама. Подвижные грунты, осадки и другие условия складываются так, что останки бойцов буквально выталкивает на поверхность. Так случилось в марте в Крымском районе близ поселка Саук-Дере.
Местные жители нашли человеческие кости, останки солдата Красной Армии. Обратились к поисковикам, чтобы выяснить имя погибшего, - рассказывает Александр Шепелев.
Документов у солдата при себе не нашлось, зато была металлическая фляга. На ее крышке ножом выцарапана фамилия - Махмудов. Эта надпись оказалась ключом к разгадке гибели бойца.
Поисковики «Кубанского плацдарма» подняли архивные записи и выяснили, что погибший - гвардии старшина Махмудов Гаджи Верди Джан Ахмед-Оглы, 1912 года рождения.
В 1941 году 29-летнего Гаджи Верди призвали в ряды Красной Армии из азербайджанского городка Сиазань. Летом 1943-го война занесла уже старшину Махмудова на Кубань. 7 августа 1943 года он совершил подвиг, за что 13 августа ему была присуждена награда - орден Красной Звезды.
Из наградного листа:
«Во время наступления на высоту восточнее хутора Вышка (окрестности современного Саук-Дере. - Ред.) , 7.8.1943 года вышел из строя командир взвода. Товарищ Махмудов смело взял командование взводом на себя и повел его в наступление. Личный состав взвода вместе с тов. Махмудовым первым ворвался во вражеские окопы и рукопашной схваткой вынудил противника отступить. На поле боя остались свыше 20 трупов вражеских солдат и офицеров. Огнем из автомата Махмудов истребил четырех вражеских солдат и одного офицера».
Приказом от 13 августа Махмудова Гаджи Верди наградили орденом Красной Звезды. О том, что он погиб спустя сутки, в документе ничего не сказано. В этот же день, 13 числа в родной Азербайджан жене Махмудова отправили извещение о том, что ее муж пропал без вести.
О том, что Гаджи Верди нашелся, спустя 71 год его сыну сообщил корреспондент «Комсомольской правды». Информацию о родственниках дали сами поисковики, они отправили эти данные в администрацию Крымска и Сиазани. Но, видимо, бюрократические трудности затормозили дело.
Мы дозвонились в Сиазань сыну Гаджи Верди - Джанахмеду Махмудову. Ему сейчас 72 года и он всю жизнь искал своего отца.
- Не может быть! Куда мне ехать? - на ломаном русском говорит Джанахмед. - Дайте номер! Дайте адрес! Я обязательно приеду! Мы знали, что он пропал, и больше вестей не было.
В большой семье Джанахмеда пять детей и 15 внуков. Все они живут в городе Сиазань, откуда отправился на войну их отец, дед, прадед.
- Останки солдата, конечно, можно отправить на родину для захоронения. Самое главное, что сын Гаджи Верди, скорее всего, получит награду своего отца, заслуженную в его последнем бою, - говорит руководитель кубанского отделения «Поискового движения России» Александр Шепелев.
|