«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Пятница, 27.12.2024, 04:34
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Главная » 2014 » Август » 7 » Кладоискатели привыкают жить по новому закону — на радость археологам
16:36
Кладоискатели привыкают жить по новому закону — на радость археологам

Кладоискатели привыкают жить по новому закону  — на радость археологам


Уже год в России действует новый закон о кладоискательстве. За незаконные раскопки Уголовный Кодекс предусматривает штрафы до 5 миллионов рублей и лишение свободы на срок до 6 лет. Как повлияли жесткие меры на любителей прогуляться в поля с металлоискателями, выясняла корреспондент Федерального Агентства Новостей.
Выкопанного не воротишь
По новому закону искать, а тем более изымать без специального разрешения археологические предметы нельзя ни на земле, ни под водой, если при этом нарушается культурный слой. Законодатель уточняет, что культурным считается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет.
За нелегальные раскопки, повреждающие культурный слой, копателям грозит штраф в размере до пятисот тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет. За те же действия, но с применением металлоискателя – штраф в миллион рублей или лишение свободы на шесть лет.
«Выкопал старое – закопай обратно»
Год назад вступление в силу изменений в УК РФ не на шутку взбудоражило кладоискательное сообщество. Многим пришлось если не полностью отказаться от любимого хобби, то, как минимум, внимательнее относиться к зонам поиска. Законопослушные копатели теперь предпочитают территории заброшенных колхозов, где ищут советские монеты и значки.
«Поиск вообще не запретили. Запрещен поиск и подъем предметов старше 100 лет. Если ты просто собираешь пробки пивные номерные, советские монеты, то это вообще в статье не упоминается. А если что-то старое случайно нашел, — ну, закопай обратно», — рассказал корреспонденту ФАН руководитель Санкт-Петербургского клуба поисковиков «Скиталец» Вячеслав Суськов. Профессиональный кладоискатель добавил, что никто из его друзей за нарушение нового закона «не попадался», во-первых, потому, что старались обходить курганы стороной, а во-вторых, закон слишком жесткий – никто не будет возбуждать уголовное дело из-за нескольких монет.
В июле 2014 года фракция ЛДПР в Государственной Думе предложила изменить закон и уточнить, что археологическим предметом будут считаться вещи стоимостью выше 20 тысяч рублей. Кладоискателей новость порадовала, они уверены, что принятие поправки было бы разумным решением. «Если ты скифский меч выкопал или шлем Македонского и никому не сдал его, вот тогда ты попадешь под эту статью. Если ты выкопал николаевские две копейки, которым красная цена на базаре 100 рублей, зачем из-за такой ерунды беспокоить суды. А большинство наших находок как раз вот такая смешная сумма и составляет», — объяснил Вячеслав Суськов.

Варвары с металлодетекторами
Больше всего закон 2013 года приветствовали археологи. Многие из них годами боролись за ужесточение мер в отношении самодеятельных копателей, хотя и признавали, что археология как таковая начиналась именно с кладоискательства. Тревогу ученые забили во второй половине двадцатого века, когда на вооружении у копателей-самоучек появились металлоискатели.
«Люди, вооруженные металлодетекторами, стали системно обшаривать пространство, в том числе археологических памятников. В 90-е годы это приобрело невиданный размах, я лично участвовал в заседании одной из комиссий Совета Федерации, посвященном проблемам «черной» археологии, где было официально заявлено, что за 15 лет с момента распада Союза была уничтожена металлопоисками почти половина археологических памятников в европейской части России», — рассказал корреспонденту ФАН заместитель директора «Новгородского государственного объединенного музея-заповедника» Сергей Трояновский.
Больше всего археолога возмущают методы современных кладоискателей, когда ради монеты или старинного украшения выкапываются ямы глубиной до двух метров. Такой «поиск» попутно уничтожает остатки древних построек и прочих важных для ученых, но неинтересных коллекционерам вещей. Трояновский уверен, что, приняв столь жесткий закон, «страна перешла в категорию цивилизованных».
«Во всем должен быть профессионализм и контроль за качеством выполнения работ. У нас, у археологов, он есть. Но нас не так много в стране, четыре-пять тысяч, а этих людей уже сотни тысяч. И отделить «черных» от «серых» очень трудно. Некоторые благородно называют себя собирателями древностей, они пытаются выпускать какие-то журналы, но все это делается не в государственных интересах, а в частных. Профессиональные археологи, которые прошли университеты и институты, естественно, никогда с этим не смирятся», — уверен эксперт.
Вырвать из контекста
Заведующий сектором античной археологии Государственного Эрмитажа Александр Бутягин также уверен, что деятельность частных кладоискателей – самое настоящее варварство. Археолог объясняет, что любая находка ценна только в археологическом контексте.
«Где она найдена, как взаимодействует с другими находками, в составе какого комплекса? Любое самостоятельное вмешательство в археологический контекст полностью уничтожает эту информацию. В течение многих лет я сталкиваюсь с деятельностью копателей, и даже те, которые говорят, что они ходят по пахоте и ищут выпаханные вещи, не удерживаются никогда: сегодня они идут по пахоте, а завтра они уже копают в районе Тамани — видели, что там раскопки шли, стали там искать», — рассказал археолог.
Попытки копателей-самоучек обменяться с археологами находками ученых также не радуют. Принципиальная разница подходов не позволяет сблизиться ученым и кладоискателям. Александр Бутягин проводит аналогию: это подобно разнице между специалистом-рыбоведом и рыбаком-браконьером, а в случае с археологией дело еще серьезнее. «Я приветствую такую законодательную деятельность и желал бы, чтобы этот закон реально работал. Это не рыба и не грибы, археологические материалы не вырастут. Археологический материал бывает в одном месте только один раз», — пояснил свою позицию Александр Бутягин.
Его коллега из Великого Новгорода Сергей Трояновский считает, что исполнение закона во многом зависит и от общественного мнения. «Это наше общее наследие, которое мы все должны охранять. Человек, живущий в деревне, видящий, что на соседней сопке ходит человек с металлоискателем и ковыряет лопатой, должен первым подойти и спросить: ты что тут делаешь? Это народное, государственное. Хочешь делать раскопки — нанимай археологов, они получат разрешение, раскопают, а находки сдадут в государственный музейный фонд», — считает археолог.
Металлоискатель – на антресоль
Что же остается законопослушным кладоискателям, для которых прогулки с металлодетектором стали любимым хобби? Вариантов немного: либо уходить в поисковые отряды и посвятить себя находкам на полях сражений Великой Отечественной, либо искать упавшие на Землю метеориты. Как вариант, участвовать в соревнованиях по спортивному металлопоиску – искать на время спрятанные в земле жетоны. А гуляя в полях, ни в коем случае не поддаваться искушению и не «уходить в глубину».
Оксана Дроздова

Источник: riafan.ru

 

Просмотров: 3358 | Добавил: Михаил | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 301
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz