К вопросу о необходимости создания при Советах ветеранов Советов потомков полков и дивизий
Что поделать, время летит. И с каждым прожитым годом рядом с нами остается все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны. Годы берут свое.
Вместе с тем, хочется заметить, что эстафету памяти из рук ветеранов подхватывают потомки. Современный Интернет пестрит памятными сайтами, посвященными отдельным воинским частям, подразделениям, полкам и дивизиям. Эти сайты самостоятельно разработали и ведут внуки и правнуки солдат Великой Отечественной. И, конечно, такое положение не может не радовать! Это означает только одно- дело по сохранению памяти о погибших и ныне здравствующих ветеранов для многих молодых людей становиться важным, а, может быть, одним из главных занятий в жизни.
Можно лишь сожалеть только об одном, что нынешние многочисленные Советы ветеранов разных армий и дивизий, полков, отдельных частей и подразделений не в полной мере используют этот позитивный потенциал потомков. И проблема здесь, как мне кажется, кроется в том, что представители Советов ветеранов в полной мере не умеют пользоваться современными средствами общения для обмена информацией, не стремятся к взаимодействию. Что тут лукавить, многие Советы ветеранов не имеют даже электронной почты и собственных интернет-сайтов. А в результате получается следующее - вместо того, чтобы встать во главе этого положительного процесса, применить системный подход и направить в нужном направлении работу потомков в вопросе сохранения и увековечивания памяти о солдатах, ветеранские организации самоустранились и фактически весь процесс осуществляется на уровне самодеятельности, без какого-либо административного и общественного ресурса. Без какого -либо взаимодействия, согласованности в действиях, обмена информацией. Даже без того, чтобы совместно определить конечные цели этой важной работы.
Сюда же, к этому вопросу, безусловно, можно отнести и деятельность многочисленных поисковых отрядов и поисковых объединений, работа которых также направлена на сохранение и увековечивание памяти о погибших при защите Отечества.
Вот и получается, что на сегодня существует достаточное число самых разных структур, общественных организаций и просто неравнодушных людей, в той или иной степени занимающихся таким важным вопросом, как увековечивание памяти о погибших, а общей координации этой деятельности - нет. Ни в вопросе сохранения памяти, ни в таком не менее важном вопросе, как патриотическое воспитание подрастающего поколения. И я полагаю, что во всем этом есть недоработки и просто явные упущения нынешних Советов ветеранов.
Если сейчас не провести перестройку нашей деятельности, не сделать шаги по привлечению или вовлечению в общественную деятельность ветеранских организаций ещё довольно молодых людей, способных самокритично оценивать свою работу по многим вопросам, мы можем оказаться в застое, а ещё того хуже, скатиться до уровня профанации работы.
Сейчас, когда наше Отечество находится в довольно сложной международной обстановке, да и внутри страны не всё так гладко идет, как нам того хотелось бы, особое значение приобретает инициативность и энергичность людей, стоящих во главе общественных организаций, в том числе и ветеранских. Нам нужны реальные идеи и интересные проекты, как регионального и межрегионального уровней, так и федерального и межгосударственного. В нашей многонациональной стране проживает десятки, сотни народов и национальностей. Наши деды и прадеды сидели в одних окопах, пополам делили сухари и махорку, вместе в боях принимали смерть. Отчего же мы стесняемся пригласить потомков тех самых солдат для участия в общих мероприятиях? Мы должны привлекать сторонников на свою сторону.
В открытом доступе в интернете почти нет информации о каких-либо проектах или акциях, задуманных именно в Советах ветеранов. А если что-то и проводится, то об этом почему-то не слышно или слышно только накануне какой-нибудь годовщины события. То есть, от случая к случаю. Порой складывается впечатление, что представители ветеранских организаций привлекаются для участия в различных мероприятиях только в качестве почетных гостей, а по сути, им отводится роль неких "свадебных генералов", потому что так принято. А ведь вопрос сохранения памяти не может носить эпизодический характер. Потенциал ветеранских организаций не только огромен, но, в то же время, он позволяет возглавить многие интересные проекты и полезные начинания. В том числе, общероссийского масштаба. И в этом вопросе нужен комплексный системный подход на постоянной основе.
Возьмем, к примеру, такой важный для многих россиян вопрос увековечивания памяти о погибших. До сих пор родные ищут могилы солдат. Пытаются узнать о судьбе безвестно пропавшего бойца. Часто- безуспешно....
Конечно, можно встать в ряды "Бессмертного полка" и пройти по улицам городов или деревень с портретом деда или прадеда. И это, безусловно, хорошая и позитивная инициатива. Но дело в том, что наша страна в годы войны потеряла почти 29 миллионов советских людей, а на улицы вышло несколько сотен тысяч. И вот это обстоятельство заставляет о многом задуматься, почему так получилось. И это при том, что сама акция проводится в довольно комфортных условиях для участников.
Несмотря на явную массовость этой акции, потом, после ее окончания, на братские могилы, где похоронены деды и прадеды поехало совсем незначительное число потомков. И здесь, как мне кажется, кроется реальная опасность подмены в вопросе сохранения памяти и уважения к погибшим. Со временем может так получиться, что вся наша память ограничится только участием шествии, а само шествие в рядах "Бессмертного полка" станет неким массовым шоу, проводимым в комфортных условиях. Не получится ли так, что участие в шествии упростит и подменит собою такое важное понятие, как память и ее сохранение.
Современные информационные базы, разработанные Министерством Обороны России, как "Мемориал", "Подвиг народа", "Память народа", а также "Солдаты.ру" и другие во многом облегчили работу исследователям в поисках сведений о судьбе деда или прадеда. Более того, они позволяют с высокой степенью достоверности установить важные свебения о боевом пути части, полка, дивизии. Именно по этому тем, для кого важно не только найти могилу деда, но и отчасти разобраться в боевой летописи, начали самостоятельно создать собственные сайты памяти, посвященные бойцам и командирам конкретных частей, полков и дивизий. Благодаря их кропотливому труду открываются малоизвестные страницы истории нашей Родины. Но, вся эта деятельность носить самодеятельный характер, порою проводится от случая к случаю, не всегда имеет ясные конечные цели. Вот, довольно часто на таких сайтах можно увидеть именные списки безвозвратных потерь, установить места расположения полковых или дивизионных братских захоронений. Собственно, при желании, есть возможность провести сверку имен погибших солдат с именами, высеченными в граните на современных воинских мемориалах. И, как показывает опыт, в результате такой сверки из небытия можно вернуть несколько десятков солдатских имен. И в этом вопросе ветеранские организации могли бы занять роль организатора и координатора по увековечиванию имен. Более того, как мне кажется, настало благоприятное время для создания под эгидой ветеранских организаций Советов потомков того или иного полка, той или иной дивизии. Такая преемственность поколений, которую связывает и объединяет единые цели и задачи, с одной стороны, позволит более эффективно и результативно решать важные вопросы по увековечиванию памяти, а с другой стороны, позволит разрабатывать и продвигать интересные акции и проекты, а также набираться опыта и мудрости, готовить достойную смену руководителям - ветеранам.
Сейчас в России довольно много поисковых отрядов. Благодаря их деятельности безвестные солдаты обретают имена. Однако, положа руку на сердце, надо признаться, что с каждым годом установить имена становится всё сложнее и сложнее. Более того, часто ребята -поисковики ограничиваются слишком краткой справкой по идентифицированным останкам солдата. А десятки других найденных солдат остаются вообще вне поля внимания. Отчеты поисковых отрядов находящиеся в открытом доступе не оставляют никакой возможности для последующих исследований. И здесь кроется опасность скатиться в "военно-патриотический туризм", основной целью которого становится поиск останков с "медальоном". А о судьбе остальных обнаруженных солдатах видимо подумать должен кто-то другой... Так и хороним безвестных солдат опять такими же безвестными в новые братские могилы. В этом ли заключается цель увековечивания?
В пору моего детства и юности на каждом заводе, фабрике, воинской части и во многих школах существовали Музеи боевой и трудовой славы. Чем были интересны такие музеи? Тем, что они рассказывали не только о боевом пути или истории завода, но, прежде всего, о людях! Ветераны труда и войны передавали в эти музеи просто уникальные предметы и вещи - чудом сохранившиеся фронтовые письма, фотографии, гимнастерки и шлемофоны, записные книжки и армейские фляжки.... Эти предметы и вещи они сумели пронести через войну, сберегли их для памяти... Начались лихие 90-е и куда все подевалось из этих музеев? Сами музеи закрылись, экспозиции растащили.. То, что для людей было дорого - пропало навсегда! Вот и сейчас, началась очередная волна создания "музеев", даже конкурсы проводятся! А задуматься о том, имеется ли такая штатная единица, как заведующий музеем, на каком основании под музей выделено помещение, за какие средства покупаются экспонаты и на каком учете они находятся - спросить мы стесняемся. Как стесняемся спросить о том, стоит ли мемориал или солдатская братская могила на балансе и сколько денег выделяется на уход и обслуживание. И это не праздные вопросы, они очень даже актуальны! Не дай Бог, измениться конъюнктура и опять всё навсегда потеряем! Безвозвратно!
К 65-летию Победы во многих регионах печатали сборники воспоминаний ветеранов войны. Порою, получалось несколько томов. Затрачено было много денег. Прошло пять лет. Если зайти в библиотеку и спросить, как много людей брали эти книги почитать, получится- единицы! Ну, не читает молодежь книги. А кому интересны воспоминания солдат предпочитают электронную форму, поскольку для исследовательской работы это наиболее оптимально и удобно. Вот и получается, что дело задумано было благое, а результат- никакой. А если бы на сайтах Советов ветеранов была бы отдельная рубрика, да еще с привязкой к конкретным номерам частей, полков, дивизий, вне всякого сомнения, воспоминания пользовались бы спросом и успехом. Например, все документы, которые родственники присылают мне я в электронной форме размещаю на сайте, посвященном бойцам и командирам 922 стрелкового полка (первого формирования) 250 стрелковой дивизии 30 Армии Западного фронта. И судя по количеству посещений сайта, информация на нем представляет интерес для многих. К слову сказать, там же месяц назад я разместил обращение к родственникам о создании Совета потомков бойцов 922 стрелкового полка.
Вот такие мои размышления о создании Советов потомков.
Михаил Переславцев. |