«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Четверг, 18.04.2024, 18:12
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Материалы из СМИ [377]
Стихи [10]
Статьи [452]
Книги [2]
Поиск
Главная » Статьи » "Страницы нашей истории" » Статьи

О развитии внутреннего туризма в рамках патриотического и гражданского воспитания

О развитии внутреннего туризма в рамках патриотического и гражданского воспитания

 

 

На днях выдалась свободное «окно» и я воспользовался этим обстоятельством, чтобы, наконец-то, разобрать личный фотоархив. Надо заметить, увлекательнейшее это занятие. За несколько лет накопилось порядочное число самых разных фотографий. Вот я и засел за их «разборку». А пока просматривал фотографии и раскладывал их по темам, в голову пришло несколько, как мне кажется, интересных идей, которые заслуживают того, чтобы о них рассказать подробнее.

Сегодня много говорят о необходимости развития внутреннего туризма. Что сказать, дело это хорошее. Я и сам любитель путешествий по родной земле. Бывал на Соловецких островах, поколесил по центральной России. Добирался  до Сочи. Кое-что повидал, о чем-то сформировал собственное представление. И применительно к вопросу развития внутреннего туризма, скажу следующее: сегодня, как мне кажется, мы сталкиваемся с прямо противоположными взглядами на саму суть организованных коллективных путешествий и экскурсий. Что ожидает от такого бизнеса предприниматель? Во-первых, прибыль. Во-вторых, стабильный поток клиентов-экскурсантов. При этом, как правило, основная культурно-просветительская нагрузка ложится на сотрудников объекта посещения. Будь-то музей или какая - то диковинная природная достопримечательность. В структурной составляющей внутреннего туризма фирма-организатор занимает неверную позицию, концентрируясь на решении чисто технической стороны. Турфирма, как организатор экскурсий, а в данном случае - это сторона отправляющая, не готова что-либо придумывать или приложить собственные усилия на этапе, предшествующем путешествию, чтобы хоть как-то заинтересовать клиентов, удовлетворить их запросы и ожидания. Ограничиваясь действиями по формированию группы и обеспечению транспортом, фирма стремится на этом заработать. А вот задумываться о создании и внедрении целевых долгосрочных программ с интересными, познавательными и взаимосвязанными единой тематикой маршрутами, никто не стремиться. При таком подходе из поля зрения предпринимателя совсем выпадают ожидания и чаяния экскурсантов, то есть тех самых людей, которые, собственно, и приносят прибыль фирме, так сказать, голосуют за бизнес своим кошельком.

А чего же ожидают от путешествия экскурсанты? Простого развлечения? Культурного и интересного проведения досуга? Много ли из их числа загодя готовятся к путешествию? Читают ли они отзывы других путешественников, знакомятся ли  с публикациями в СМИ или может любопытства ради, пробегают по научным статьям? Может быть, рассматривают фотографии других путешественников? Как правило, такое происходит крайне редко. Скорее, это исключение, чем правило.

А теперь подумаем о том, чего от экскурсантов ожидают сотрудники объекта посещения, будь то музей, галерея, природная достопримечательность  и т. п. Для сотрудников это является привычной повседневной работой. Конечно, кто-то стремится и здесь самореализоваться,  занимается самообразованием, расширяет кругозор. Проявляет инициативу. Но таких сотрудников тоже единицы. Для большинства сотрудников абсолютно безразлично, что и как пройдет. Вот и получается, что учреждение культуры, например, музей, попросту превращается в «кладовую» для хранения раритетов и других уникальных предметов и вещей, картин. И придумать что-то новое, интересное, свежее у них нет никакого желания. Сотрудники объекта культуры, так сказать, сторона, встречающая гостей, не стремятся скооперироваться с соседями и совместно сформировать насыщенную, яркую, интересную и познавательную программу. Может, как исключение, примером такого подхода является  «раскрученный» еще в советские времена маршрут «Золотое кольцо».

И что здесь интересное, так это то, что все понимают, что от числа посетителей непосредственно зависит  их финансовое состояние. И отыскать «золотую середину», когда интересы всех участников процесса внутреннего туризма реально соприкоснутся, станут зависеть друг от друга, сформируют надежный и взаимовыгодный «узел», порою бывает ох, как сложно.

В результате сегодняшние  путешественники по нашему Отечеству воспринимают всё несколько упрощенно, можно даже сказать, в форме «клипа». Куда проще, приехал, посмотрел, сделал десяток-другой селфи и со спокойной душой укатил домой. И не стоит утруждать себя лишними вопросами, пытаться выявить взаимосвязи между событиями, задумываться о глубинных процессах тех или иных исторических событиях, о которых они узнали во время своей экскурсии. Конечно, за те несколько часов экскурсии это просто невозможно. Да и такой цели никто перед собою не ставит. И здесь, на сегодняшний день, на первый план выступает вопрос: А на какой, собственно, результат мы рассчитываем? Для чего разрабатываем те или иные туристические маршруты? Что останется в головах посетителей музеев и насколько эта информация ими востребована, пригодится в будущем?

Вот уже несколько дней общество внимательно следит за полемикой, разгорающейся в СМИ после выступления К. Райкина на съезде театральных деятелей. И опять мы становимся перед теми же вопросами: - На какой результат рассчитывает режиссер - постановщик, ставящий ту или иную пьесу? Какие цели ставит перед собой? Что он своим творчеством хочет сказать зрителю и что зритель унесет с собой из театра? Что это, попытка художника через творчество самовыразиться или же стремление донести своими творениями до общества нечто важное? Пусть даже таким вот своеобразным способом.  А может, это просто попытка подзаработать?

На кого нацелено творчество и кто же должен оценивать художника? Коллеги по цеху или же мы - «зрители», те самые обыватели, голосующие за «творчество» своими кошельками, когда покупаем билеты.

А кто должен оценивать бизнес - деятельность турфирмы, учреждения культуры, например, музея? Мне кажется, ответ очевиден - посетители музеев, экскурсанты, путешественники. Там где интересно, стоят очереди чтобы попасть на выставку. Где царит застой и скука, хоть распахни двери настежь, никто не придет. Потому что сказать-то нечего! И вот когда складывается так, что сказать нечего, тут и возникают «выставки с педофильскими фотографиями», организуются идиотские выходки-пляски  в храмах, устраиваются «балы сатаны», а на сцене театра появляются чересчур «оригинальные спектакли».

Сегодня в России создано и успешно действует общероссийское  движение «Юнармия», о чем было объявлено 1 сентября. Создано оно по инициативе Министра Обороны Сергея Шойгу в целях  патриотического воспитания школьников. В рядах «Юнармии» уже более 14 000 человек. Как заявил замминистра обороны Николай Панков, у министерства появилась идея вовлекать школьников в сферу своей живой работы, используя для этих целей инфраструктуру ДОСААФ и Вооруженных сил. «Здравый смысл говорит о том, что детей, молодежь оставлять без внимания нельзя, и необязательно политизировать юнармейское движение», - прокомментировал идею Панков. Действительно, сегодня проводится огромное количество мероприятий военно-патриотической направленности и растет число военно-патриотических клубов и объединений. Их более пяти тысяч по всей стране.

Текущими задачами юнармейцев является благоустройство и сохранение воинских захоронений, мемориалов, памятников и обелисков. Они занимаются волонтерством. Несут «Вахты Памяти» у Вечного огня, Принимают участие в массовых культурных и спортивных мероприятиях. Одной из основных целей движения является вовлечение подрастающего поколения в активную работу. Нужно вызвать у ребят интерес к географии и истории Отечества и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Как отметил в мае этого года Министр Обороны Сергей Шойгу, основной задачей движения является воспитание здоровых, патриотически настроенных граждан России, а не кадры для Вооруженных сил.

А теперь задумаемся над таким простым вопросом: С чего начинается Родина? Конечно, с познания! Ребенок познает окружающий мир с помощью родителей, близких, школы. Из книг, фотографий, кинофильмов.  С момента рождения он проходит непростой путь познания от простого к более сложному. Бывает и так, что мы, взрослые, не в состоянии ответить на детские вопросы. Они ставят нас в тупик. И часто мы не находим времени, чтобы разобраться, дать ответ ребенку или себе.

Сегодня чересчур много и громко говорят о патриотизме, о необходимости воспитания у подростков и молодёжи гражданственности, духовности и нравственности. Все правильно. И оспаривать это никто не собирается. Однако, как мне кажется, применительно к продвижению внутреннего туризма, в том числе и в рамках патриотического воспитания,  целесообразно ещё на стадии подготовке к путешествию организовывать курс лекций или круглые столы, где можно и нужно рассказывать о том самом месте достопримечательном месте, которое собираются  посетить. То есть,  попытаться заранее подготовить экскурсантов к восприятию будущей информации. Вопрос только в том, кто и где будет организовывать такого рода лекции? И кто будет их финансировать.

Руководству турфирмы это ни к чему. Сотрудникам учреждения культуры тоже самое, да и добираться им, сердешным, порою уж слишком далеко.

Создавать на местах кружки краеведения или любителей истории? Так опять же, нужно помещение и  хоть какое-то финансирование. Конечно, можно  попытаться сорганизоваться за счет собственных ресурсов. Но практика показывает, что это дорогое занятие. По-хорошему, конечно, при поддержке муниципалитетов  надо создавать Центры гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, в рамках которых можно работать с самыми разными возрастными группами, от малышей до пенсионеров. Разработать целевую долгосрочную программу, составить графики лекций для разных групп, определиться с датами экскурсий. Да мало ли чего хорошего можно придумать. Но готовы ли муниципалитеты «потянуть» своими скудными бюджетами такую нагрузку? И тут мы опять сталкиваемся с экономией средств. И экономя сегодня «копейки», завтра мы вынуждены будем потратить уже «рубли» на то, чтобы исправить свои же ошибки.

 Применительно для школьников столичного региона или даже в масштабах ЦФО можно подумать об  организации  цикла лекций,  посвященных такой теме, как «Поля ратной Славы России". Разве изучение военной истории, в том числе таких знаменательных для нашего Отечества сражений, как битва на Куликовом поле,  Бородинское сражение или танковое сражение под Прохоровкой не являются первыми шагами в воспитании патриотизма? Безусловно, являются! И путем вовлечения потенциальных экскурсантов в углубленное изучение того или иного исторического события, теоретической подготовки к предстоящей экскурсионной поездке, мы можем рассчитывать именно на тот самый результат, на который были нацелены все наши благие действия.

Конечно, такие целевые тематические поездки - экскурсии целесообразно организовывать в форме  «смешанной группы», когда группа формируется как из числа учащихся СОШ, так и из числа представителей первичных ветеранских организаций. Или, например, семейные группы. Получится преемственность поколений, когда старшие смогут присмотреться к младшим, выявить их способности и склонности для будущих мероприятий.  Я полагаю, что уже на этапе подготовки, когда начнется теоретическое обсуждение, всем участникам смешанной группы будет интересно. А уже после путешествия, опять же, можно будет собраться вместе и поделиться впечатлениями, а может быть, даже организовать фотовыставку, такой вот своеобразный отчет.

В образовательных учреждениях обычно на экскурсию везут целый класс. И не важно, интересно такая экскурсия ребятам или нет. И здесь кроется ошибка. Нельзя навязывать путешествие. Лучше из нескольких классов сформировать небольшую группу из числа тех ребят, кому это действительно интересно, чем везти тех, кому это безразлично.

Безусловно, такие «долгоиграющие» проекты сложны в реализации. Но и отдача от них гораздо весомее, ярче, интереснее, познавательнее. В начале октября мы отмечали 75-летие подвига Подольских курсантов. В рамках этого знаменательного события я с внуками посетил памятные места в Подольске, потом проехал в направлении Малоярославца, посетив по пути воинский мемориал в Кузовлево, и далее мы добрались до Ильинских рубежей и города Медыни. Конечно, устали, но поездка удалась и хочется верить, запомнится детям надолго.

Я убежден, процесс патриотического и гражданского воспитания должен быть целенаправленным и систематическим. Иначе мы не воспитаем гражданина и патриота. И начинать здесь нужно с краеведения. Это более понятно для восприятия и близко для понимания детишек. Ребятам просто нужно помочь самореализоваться, раскрыть себя в качестве «исследователей». И зная об их увлеченности гаджетами, аккуратно вовлечь и направить их, сформировать такие условия, когда они начнут использовать гаджеты именно для извлечения необходимой и полезной информации. Например, в рамках того же  предстоящего путешествия. Надо ставить перед ними вопросы и вместе искать на них ответы.

Но это, так сказать, одна сторона «медали». В рамках патриотического воспитания и развития внутреннего туризма есть и оборотная сторона. Например, опять же, сегодня много говорят о необходимости поддержки малого бизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств. Путешествуя по Отечеству, иногда вдоль дорог видишь импровизированные рынки, где бабушки торгуют всем тем, что Бог послал. От картошки, грибов и ягод, до молочка и т.п. Что поделать, пенсии маленькие. При этом, надо отметить, что музеи в сельской местности, особенно федерального или областного значения, становятся тем самыми «градообразующими» предприятиями, дающими местным жителям хоть какую- то работу. Что поделать, времена такие. Однако вот что интересно. Крайне редко вокруг музеев можно отыскать магазинчики с местной сувенирной продукцией. А если и встретишь такой магазин, то его ассортимент мало чем отличается от любого такого же, например, в Туле, Суздале, Костроме или Воронеже. Все сделано как под копирку. И это наводит на мысли о том, что «сувенирка» давно распределена между небольшой группой предпринимателей, которым незачем развивать местные промыслы или рукоделия, а куда проще прикупить готовое у наших китайских друзей. Потому и ассортимент без изыска, чего выдумывать. И уж совсем редко, скорее, как исключение, где-нибудь можно отыскать торговую точку местных фермеров. Прикупить картошки, овощей. Про мясные изделия даже не заикаюсь, это вообще на уровне чудес. Отчего так получается? Честно скажу, не знаю. Казалось бы, очевидно, если есть объект интересный туристам и сюда приезжают люди, так и надо скооперироваться и общими усилиями сделать так, чтобы и гостям было интересно и самим можно было бы подзаработать. А вот, не получается как-то.

Мне всегда интересно беседовать с местными жителями. Пусть городок или  деревня неказистая, в путеводителях не значится, но в разговоре местные всегда расскажут много интересного, необычного, важного для них. И в каждом их слове звучит гордость за то, что они живут здесь. Что это их малая Родина, которая интересна еще кому-то. Что кто-то проехал не одну сотню километров, чтобы просто побывать здесь, где они живут! Это и есть в самом хорошем смысле настоящий патриотизм!

Так  вот, развивая и продвигая внутренний туризм, в том числе и в рамках патриотического воспитания, мы самым непосредственным образом должны способствовать развитию малого бизнеса вокруг учреждений культуры, природных памятников и достопримечательностей. Будь то сувенирная продукция, народные промыслы, товары ремесленников или продукция (переработанная) местных фермеров. Приезжая в гости на экскурсию, можно зайти перекусить в кафе, где в ассортименте будут не «столичные изыски», а именно местная продукция. Те же пирожки с разнообразной начинкой, блины или оладушки. Разве наши фермеры не смогут изготовить домашние мясные продукты или по собственному рецепту засолить сало? Могут! И им совсем не обязательно иметь собственную торговую точку, тратить время на реализацию, когда проще скооперироваться. Таким образом, можно создать новые рабочие места, вовлечь в эту деятельность пожилых людей и даже подростков, дать людям возможность самовыразится и самоутвердиться.

Если подсчитать, сколько туристических объектов имеется, например, в той же Тульской или Рязанской областях, и сколько районов входит в состав областей, станет очевидным, что сувенирами местного изготовления можно завалить местные туристические объекты, а затем выйти на уровень взаимообмена с соседями.

Надо заметить, увлекательнейшее это занятие, разбирать свой фотоархив. Чего только не вспомнишь, о чем не задумаешься. Есть у меня что рассказать ребятишкам. И не только рассказать, но и показать. А будет возможность и организовать экскурсионную поездку. И начнем мы ее с такой темы - «Поля ратной Славы России!». И это будет правильно!

Михаил Переславцев, председатель Совета потомков бойцов 922 стрелкового полка
Категория: Статьи | Добавил: Михаил (05.11.2016)
Просмотров: 433 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 301
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz