НАЧАЛО. НИКТО НЕ ЗАБЫТ? - Статьи - "Страницы нашей истории" - Каталог документов, статей - «22 ИЮНЯ – СКОРБЬ- ПАМЯТЬ- ИСТОРИЯ».




«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Среда, 22.02.2017, 16:23
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Материалы из СМИ [375]
Стихи [10]
Статьи [440]
Книги [2]
Поиск
Главная » Статьи » "Страницы нашей истории" » Статьи

НАЧАЛО. НИКТО НЕ ЗАБЫТ?

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО 

На 361-м заседании Совета Федерации в ходе обсуждения вопроса «О Федеральном законе «О внесении изменений в статью 1¹ Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко было дано поручение Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением проинформировать Совет Федерации о ходе реализации Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части осуществления поисковой работы. В соответствии с этим поручением была запрошена необходимая информация в Правительстве Российской Федерации, в ряде субъектов Российской Федерации и в общественных организациях, участвующих в организации поисковой работы. Обобщенные комитетом полученные сведения, а также предложения, направленные на совершенствование поисковой работы в Российской Федерации, включены в аналитический доклад «О ходе реализации Федерального закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части проведения поисковой работы». Издание этого документа запланировано Советом Федерации в числе мероприятий, приуроченных к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Увековечение памяти погибших вековечение памяти погибших при защите Отечества: ри защите Отечества: законодательное обеспечение и аконодательное обеспечение и практика поисковой работы рактика поисковой работы Проведенный Комитетом Совета Фе- дерации по обороне и безопасности мониторинг реализации Закона Рос- сийской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отече- ства» позволил проанализировать су- ществующую нормативную правовую базу федерального и регионального уровней в части осуществления поис- ковой работы. В настоящее время правовое регу- лирование отношений в сфере увеко- вечения памяти погибших при защи- те Отечества осуществляется Законом Российской Федерации «Об увекове- чении памяти погибших при защите Отечества», Указом Президента Рос- сийской Федерации от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения па- мяти погибших при защите Отечества», инструкцией «О порядке организации и проведения в Министерстве оборо- ны Российской Федерации работ по поиску вооружения и военной техни- ки, связанных с увековечением памя- ти погибших при защите Отечества», утвержденной директивой Министра обороны Российской Федерации от 27 сентября 1999 года № Д-30 «О поряд- ке организации и проведения в Мини- стерстве обороны Российской Феде- рации работ по поиску вооружения и военной техники, связанных с увекове- чением памяти погибших при защите Отечества», приказом Министра оборо- ны Российской Федерации от 10 апре- ля 1993 года № 185 «О мерах по испол- нению Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в армии и на флоте», иными нормативными право- выми актами Российской Федерации. Одной из основных форм увековече- ния памяти погибших при защите От- ечества согласно Закону Российской Федерации является поисковая работа, направленной на выявление неизвест- ных воинских захоронений и непогре- бенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы. Статьей 8 Закона Российской Федерации предусмотрено, что поис- ковая работа организуется и проводится общественно-государственны- ми объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в поряд- ке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнитель- ной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в це- лях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных остан- ков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Оте- чества и увековечения их памяти. При этом установлен запрет на проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также на вскры- тие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы. Но орга- нам государственной власти субъектов Российской Федерации не предостав- лено право решать, какие именно об- щественные организации будут зани- маться упомянутой работой. По смыслу закона любые общественные объеди- нения, зарегистрированные в установ- ленном законом порядке и имеющие в качестве уставной деятельности по- исковую работу, вправе вести такую деятельность. Следует отметить, что ранее, то есть до 1 января 2005 года, вышеупомяну- тые полномочия у органов государ- ственной власти субъектов Россий- ской Федерации имелись. В статье 9 Закона Российской Федерации пред- усмотрено, что порядок проведения поисковой работы определяется нор- мативными правовыми актами, при- нимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части за- хоронения погибших – органами мест- ного самоуправления в пределах своей компетенции. Постановлением Правительства Рос- сийской Федерации от 24 июля 2000 года № 551 утверждено Положение «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях». Среди ос- новных форм деятельности военно-па- триотического объединения выделяют- ся поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении поисковых экспедиций, установление имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий военной истории Отечества. Необходимо отметить, что к участию в поисковых работах могут привле- каться не только общественные, но и общественно-государственные объе- динения. Закон относит к ведению об- щественно-государственных объеди- нений деятельность по организации и проведению поисковых работ, а также осуществление мероприятий по увеко- вечению памяти погибших при защите Отечества. Указом Президента Российской Фе- дерации от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погиб- ших при защите Отечества» на Мини- стерство обороны Российской Федера- ции были возложены полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества и установлено счи- тать его уполномоченным федераль- ным органом исполнительной власти в этой сфере. В инструкции «О порядке организа- ции и проведения в Министерстве обо- роны Российской Федерации работ по поиску вооружения и военной техни- ки, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества» уста- новлены правила и порядок организа- ции и проведения Министерством обо- роны Российской Федерации работ по поиску вооружения и военной техники (ВВТ), связанных с увековечением па- мяти погибших при защите Отечества. Так, поисковая работа проводится в це- лях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных остан- ков, установления имен погибших или пропавших без вести, нахождения ВВТ, а также другого имущества, имеющего военно-историческое значение. Она организуется на основе местных про- грамм, планов военно-мемориальной и поисковой работы. Проведение поиско- вых работ осуществляется организаци- ями, уполномоченными на проведение такой работы органами государствен- ной власти. При обнаружении останков погиб- ших (умерших) воинов и жертв войны старший поисковой группы обязан со- общить об этом в органы местного са- моуправления. Органы местного са- моуправления организуют работу по изучению обнаруженных останков погибших (умерших), собранных до- кументов и предметов, после чего при- нимают решение о дальнейшем прове- дении раскопок или их прекращении. Боеприпасы, оружие, ВВТ, их фрагмен- ты, найденные в ходе проведения по- исковых работ, подлежат обязательно- му учету в журнале учета найденных боеприпасов, вооружения и военной техники. Найденные непогребенные останки погибших (умерших) воинов и находящиеся при них документы, пись- ма, медальоны, жетоны, награды, пред- меты личного пользования подлежат регистрации в журнале учета найден- ных останков воинов, погибших (умер- ших) в годы войны, их документов, наград, личных вещей, воинского сна- ряжения и других предметов и переда- ются по акту передачи непогребенных останков погибших (умерших) воинов органам местного самоуправления. В Государственной Думе находит- ся на рассмотрении законопроект № 104202-6 «О поисковой работе в Рос- сийской Федерации, проводимой в це- лях увековечения памяти погибших при защите Отечества, и поисковых организациях», внесенный депутата- ми Государственной Думы Н.В. Леви- чевым, С.М. Мироновым, Т.Н. Москаль- ковой. Он направлен на закрепление правовых основ проведения в Россий- ской Федерации поисковой работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества, определение по- рядка формирования и ведения едино- го общероссийского реестра поисковых организаций, порядка приобретения статуса и осуществления деятельно- сти поисковых организаций, установ- ление ограничения для осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных ин- тересов граждан, а также определение форм контроля за деятельностью по- исковых организаций и закрепление механизма ответственности за нару- шение законодательства в указанной сфере. За федеральными органами го- сударственной власти предлагается за- крепить ряд полномочий по организа- ции и проведению поисковой работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества. Имеется соответствующий опыт пра- вового регулирования и на региональ- ном уровне, где действуют Закон Крас- нодарского края от 13 августа 1999 года № 207-КЗ «Об увековечении в Красно- дарском крае памяти погибших при за- щите Отечества», Закон Тверской обла- сти от 25 февраля 1999 года № 50-ОЗ-2 «О проведении на территории Твер- ской области работ по поиску и захо- ронению (перезахоронению) павших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) защитников Отече- ства», Закон Карачаево-Черкесской Ре- спублики от 18 мая 2012 года № 30-РЗ «О порядке проведения на территории Карачаево-Черкесской Республики по- исковых работ по установлению имен погибших или пропавших без вести при защите Отечества», Закон Брян- ской области от 8 ноября 2005 года № 77-З «О порядке проведения поиско- вой работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Брянской области», Закон Калужской области от 17 апреля 2000 года № 4-ОЗ «О проведении на террито- рии Калужской области работ по поис- ку и захоронению (перезахоронению) погибших в годы Великой Отечествен- ной войны (1941–1945 гг.) защитников Отечества», ряд иных аналогичных документов. Вместе с тем указанные за- коны при всей своей значимости и сво- евременности достаточно разнородны в части регулируемых ими отношений и приняты далеко не во всех регионах России. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 52-ФЗ «О внесении изме- нений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» статья 2 закона изложена в новой редакции, согласно которой проведение поисковой работы отнесено к формам увековечения памя- ти погибших при защите Отечества, что позволяет в соответствии с законом ее финансировать. С принятием 14 октября 2014 года Федерального закона № 303-ФЗ «О вне- сении изменений в статью 31.1 Феде- рального закона «О некоммерческих организациях» существенно расширен перечень социально ориентированных некоммерческих организаций путем включения в него общественных объ- единений, осуществляющих поиско- вую работу. С принятием этого закона органы государственной власти и орга- ны местного самоуправления получили возможность оказывать поисковым ор- ганизациям финансовую, имуществен- ную, информационную, консультаци- онную и другую поддержку, а также предоставлять льготы по уплате нало- гов и сборов. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об увековечении памя- ти погибших при защите Отечества» (статьи 2, 8, 9, 11) проведена следую- щая работа: в военных округах опре- делены органы военного управления (воинские части), которые будут при- нимать, найденные в ходе поисковых работ вооружение и военную технику, организовывать их временное хране- ние, отправку на реставрацию или для экспонирования в музеи; организова- ны централизованный учет и паспор- тизация воинских захоронений, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств, а также учет военнослужащих, погиб- ших при защите Отечества; размеще- ны в информационно-телекоммуни- кационной сети Интернет результаты поисковой работы, сведения об увеко- вечении памяти погибших при защите Отечества, а также архивные докумен- ты, способствующие поиску погибших и пропавших без вести воинов, переве- денные в электронный вид; издан при- каз Министра обороны Российской Фе- дерации от 19 ноября 2014 года № 845, утвердивший порядок организации и проведения поисковой работы, а так- же регламентирующий предоставление разрешений на проведение поисковых работ на территории субъектов Россий- ской Федерации и органов местного самоуправления, планирование про- ведения поисковой работы, подготовку учетно-отчетных документов, порядок действий при обнаружении останков погибших воинов, различных воинских атрибутов, оружия, боеприпасов, па- тронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, другого вооруже- ния, военной техники и их фрагментов. Таково на сегодняшний день поло- жение в существующей нормативной правовой базе федерального и регио- нального уровней в части осуществле- ния поисковой работы. Кроме этого, конкретные меры по развитию поис- кового движения, направленного на выявление неизвестных воинских за- хоронений и непогребенных останков погибших и пропавших без вести в пе- риод Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, были определены на совещании, проведенном 7 октября 2014 года Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозиным, и на заседании Рос- сийского организационного комитета «Победа», проведенном 17 марта 2015 года Президентом Российской Федера- ции В.В. Путиным. Зарождение организованного по- искового движения как одного из на- правлений изучения военной истории Отечества и патриотической формы вос- питания связано с сохранением и увеко- вечением памяти павших защитников Отечества. Современному поисковому движению предшествовали движение «красные следопыты» 50–70-х годов XX века, Всесоюзная акция «Летопись Ве- ликой Отечественной» и совместные походы ветеранов войны и молодежи по местам боевой славы. Материалы, собранные в походах по местам боев, использовались при создании комнат боевой славы, книг Памяти, школьных музеев военно-патриотической направ- ленности. Повсеместно начался поиск без вести пропавших воинов, устраива- лись вахты Памяти. Правовой прорыв в регулировании поисковой деятельности произошел только в 1988 году, когда государство издало сразу ряд директив, постанов- лений и положений. В частности, были изданы директива Министра обороны СССР и Начальника Главного Полити- ческого Управления Советской Армии и Военно-Морского Флота от 9 мая 1988 года № 30 «Об оказании помощи местным советским органам в рабо- те по увековечению памяти защитни- ков Родины», постановление Коллегии Министерства обороны СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ от 19 октября 1988 года № 17/5а «Об усилении работы по увеко- вечению памяти защитников Родины, воспитанию молодежи в духе граждан- ственности и патриотизма, готовности к выполнению воинского долга» и По- ложение «О военно-патриотическом объединении, клубе (ВПО), создава- емом комитетами ВЛКСМ, ДОСААФ, военными комиссариатами», утверж- денное Секретариатом ЦК ВЛКСМ и согласованное с Министерством обо- роны СССР и с ЦК ДОСААФ СССР. Это была первая попытка формирования законодательной базы, регулирующей деятельность поискового движения, так как в этих документах фактически признавалось существование поиско- вых структур. 8 февраля 1991 года вышел Указ Пре- зидента Союза Советских Социалисти- ческих Республик «О дополнительных мерах по увековечению памяти совет- ских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и в пери- од Великой Отечественной войны, а также исполнявших интернациональ- ный долг». В последующие годы выходит ряд фе- деральных законов Российской Феде- рации, постановлений Правительства Российской Федерации, имеющих пря- мое отношение к поисковым структу- рам и проводимой ими деятельности: постановление Правительства Россий- ской Федерации от 16 декабря 1992 года № 979 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Фе- дерации и Правительством Федератив- ной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Фе- дерации и Федеративной Республике Германии», Закон Российской Федера- ции от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и постановле- ние Правительства Российской Феде- рации от 12 августа 1994 года № 910 «О мерах по реализации Закона Россий- ской Федерации «Об увековечении па- мяти погибших при защите Отечества». По данным Российского государ- ственного военного архива, к 1991 году в СССР уже насчитывалось 435 поис- ковых отрядов и групп, объединивших более 15 тысяч патриотов-поискови- ков. С целью объединения поисково- го движения в августе 1991 года была создана Ассоциация поисковых объ- единений, оформленная как самосто- ятельная юридическая организация. После распада СССР в Российской Фе- дерации была образована обществен- ная поисковая организация «Союз по- исковых отрядов», с июля 2003 года – фонд «Союз поисковых отрядов Рос- сии», в состав которого входят 5 меж- региональных, 50 республиканских, краевых и областных поисковых объ- единений (всего более 600 поисковых отрядов общей численностью свыше 40 тысяч человек). С 12 по 14 апреля 2013 года в горо- де Калуге состоялся Всероссийский слет поисковых отрядов, посвященный 25-летию первого Всесоюзного сбора поисковых отрядов. Итогом работы участников слета стало образование единой поисковой организации – Об- щероссийского общественного движе- ния по увековечению памяти погиб- ших при защите Отечества «Поисковое движение России» (далее – Поисковое движение России). В настоящее время, как было уже от- мечено выше, организацию и прове- дение поисковой работы в Российской Федерации и за рубежом в полной мере обеспечивает Министерство обороны Российской Федерации – уполномочен- ный федеральный орган исполнитель- ной власти, ответственный за увеко- вечение памяти погибших при защите Отечества. Руководством и координа- цией поисковой работы занимается Управление Министерства обороны Российской Федерации по увекове- чению памяти погибших при защите Отечества. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации расходы на проведение мероприятий, связанных с руководством работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе с обе- спечением координации поисковой ра- боты, осуществляются за счет средств, предусмотренных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ранее финансирование поисковой де- ятельности проводилось, как правило, в рамках ведомственных и региональ- ных программ по приоритетным на- правлениям молодежной политики и патриотическому воспитанию. С 2013 года выделяются гранты на проведение поисковой работы. В отдельных субъектах Российской Федерации поддержка общественных объединений осуществляется в форме компенсации целевых затрат на про- езд, проживание, питание участников поисковых экспедиций, предоставле- ние помещений для работы, проведе- ние слетов, вахт Памяти, организация учебных лагерей, предоставление транс- портных услуг, изготовление методиче- ских и презентационных материалов, выпуск печатной продукции, связанной с поисковой деятельностью, установле- ние мемориальных досок, организацию траурных мероприятий и реконструк- цию мест дислокации подразделений времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Все результаты поисковой работы раз- мещены на созданных Минобороны России сайтах общедоступных банков данных «Мемориал», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов». В настоящее время прово- дится работа по созданию интерактив- ного сайта «Память народа», обращаясь к которому будет возможно по докумен- там устанавливать судьбы и боевой путь солдат и офицеров Красной Армии. В составе Вооруженных Сил Россий- ской Федерации в 2007 году создано и успешно функционирует специальное воинское подразделение, выполняющее задачи по поиску погибших защитни- ков Отечества непосредственно на по- лях сражений. Таким подразделением является 90-й отдельный специальный поисковый батальон, дислоцирующий- ся в поселке городского типа Мга Ленин- градской области и выполняющий зада- чи по поиску незахороненных останков погибших воинов в Кировском районе Ленинградской области. За прошедший год силами этого батальона также были проведены поисковые работы в райо- не населенных пунктов Зайцева Гора Калужской области, Мясной Бор Нов- городской области. Совместно с воен- нослужащими бундесвера представи- тели батальона участвовали в августе 2014 года в мероприятиях по уходу за могилами погибших советских солдат в Федеративной Республике Германии. В 2014 году личным составом батальона были обнаружены останки 734 погиб- ших воинов (из них установлены име- на 89 человек). Всего же с начала деятельности от- дельного специального поискового ба- тальона обнаружены останки 7494 че- ловек (из них установлены имена 494 человек), найдено 229 медальонов (в том числе прочитано 24), найдены род- ственники 4 человек, найдено 19 жето- нов иностранных армий, 288 единиц стрелкового оружия и 7597 различных боеприпасов. Минобороны России в отдельных слу- чаях для проведения поисковых работ в труднодоступных районах привлека- ются специализированные боевые под- разделения. Например, в 2013 и 2014 годах использовался сводный поиско- вый отряд от горной бригады в Южном военном округе для проведения поиска погибших воинов на склонах Эльбру- са. Силами отряда в 2013 году обнару- жены останки 42 человек, погибших в ходе боевых действий в период Великой Отечественной войны, местного жите- ля, пропавшего без вести в ноябре 2012 года, альпиниста, пропавшего в 1970-х годах, в 2014 году найдены останки 32 человек, а также оружие, боеприпасы, фрагменты радиостанций, множество воинских атрибутов. Останки погиб- ших воинов с почестями были захоро- нены на воинском мемориале в поселке Терскол у подножия Эльбруса. В целях оказания практической по- мощи общественно-государственным и общественным объединениям в про- ведении поисковой работы на 2014 год были составлены совместные планы проведения поисковых работ с Поис- ковым движением России, Общерос- сийской общественно-государственной организацией «Российское военно- историческое общество», Доброволь- ным обществом содействия армии, ави- ации и флоту России   

СМОТРИ ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ 

Категория: Статьи | Добавил: Михаил (03.01.2017)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 252
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz