«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Среда, 20.09.2017, 08:39
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Материалы из СМИ [377]
Стихи [10]
Статьи [452]
Книги [2]
Поиск
Главная » Статьи » "Страницы нашей истории" » Статьи

КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОНЦЕПЦИЯ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение.

Настоящая Концепция определяет внутреннюю политику, приоритеты, цели и задачи основных направлений развития сферы бытовых услуг на долгосрочный, до 2025 года, период и основывается на майских 2012 года указах Президента Российской Федерации и постановлений Правительства России.

Концепция рассматривает вопросы государственного регулирования только одного из секторов потребительского рынка - сферу бытового обслуживания в рамках защиты потребителей бытовых услуг.

     2. Состояние отрасли сферы бытового обслуживания на текущий момент

    Низкая рентабельность предприятий  сферы обслуживания на фоне  экономической нестабильности и санкций, колебания курса рубля по отношению к валюте, что повлекло необоснованное повышение цен  на материалы, оборудование, запасные части и сырье, рост тарифов энергоресурсов и коммунальных услуг в своей совокупности принуждают предприятия корректировать свои издержки в сторону повышения стоимости предоставляемых услуг, вследствие чего, снижается доступность услуг для малообеспеченных категорий потребителей.

Сегодня ясно просматривается тенденция по сокращению видов услуг, относящихся к убыточным или малорентабельным, но востребованных потребителями, что негативно отражается на удовлетворенности запросов потребителей и в целом на стандартах качества жизни.

    Уменьшение прибыльности предприятий сферы бытового обслуживания отражается на объемах оборотных средств. Хозяйствующие субъекты отказываются от модернизации производства, внедрения современных технологий, сворачивают инновационные проекты. Усиливается стремление части хозяйствующих субъектов к перепрофилированию деятельности на более прибыльные и экономически привлекательные виды услуг или прекращению деятельности.

В совокупности  такие тенденции оказывают отрицательное влияние  на формирование условий для цивилизованной конкуренции, влекут увеличение дисбаланса в предоставляемых видах услуг, когда преимущественно развиваются малозатратные виды услуг. Падение престижа труда в сфере бытового обслуживания, на фоне невысоких размеров заработной платы, увеличивает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики, что в перспективе может привести к образованию значительного дефицита профильных специалистов и негативно отразится на рынке трудовых ресурсов.

     В настоящее время в отрасли наблюдается всё более возрастающий дисбаланс, одним из факторов которого является  место расположение хозяйствующих субъектов. Имеет место разделение субъектов сферы бытового обслуживания на две неравнозначные группы, где к первой группе относятся  субъекты, действующие в крупных городах, а ко второй группе, малочисленной по составу, относятся все остальные субъекты  сферы бытового обслуживания. В свою очередь, это негативно отражается на социальной ситуации в сельской местности, способствует увеличению дефицита на повседневные социально значимые услуги. Увеличение указанных тенденций может привести к резкому сокращению количества хозяйствующих субъектов, действующих в сельской местности, расбалансировке конкуретноспособной среды и, как следствие, влечет монопольное удорожание услуг, что в совокупности негативно скажется на доступности услуг и комфортности проживания в сельской местности.

    Концепции, принятые на уровне субъектов Федерации, как правило, не  имеют стратегического прогнозирования тенденций развития ситуации в сфере бытового обслуживания и решают локальные задачи, не оказывающие существенного влияния на развитие отрасли в целом.Тем более, они не отражают запросов и ожиданий потребителей и не стремятся оказать регулирующее воздействие в интересах потребителей.  По сути, такие локальные документы определяют тактику региональных субъектов Федерации при решении частных задач среднесрочного периода.

      Разобщенность в подходах при решении  вопросов внутренней политики государства в целях развития отрасли, отсутствие системного стратегического прогнозирования и перспективного планирования сферы бытовых услуг, отсутствие целеопределения и механизмов их достижения, в совокупности оказывают негативное влияние на состояние такой социально ориентированной и востребованной потребителями  отрасли, как сфера бытового обслуживания населения.

Отсутствие государственной политики, направленной на регулирование отношений в сфере бытового обслуживания, утрата федеральным отраслевым законодательством своей актуальности приводит к увеличению различий, как в качестве обслуживания, так и в объемах предоставляемых услуг, что в целом, негативно сказывается на социальной ситуации и, как следствие, ведет к ещё большему разделению условий комфортности проживания в зависимости от места жительства. Такой подход противоречит Конституции Российской Федерации и декларации Правительства о социальной ориентации деятельности.

3. Цели, задачи и этапы реализации Концепции.

        Целью Концепции является определение государственной внутренней политики и роли государственного управления в сфере бытового обслуживания  на основе перспективного стратегического планирования для создания правовых, организационных и экономических условий, направленных на формирование  целостной системы бытового обслуживания Российской Федерации в целях достижения современного уровня качества жизни, как индикатора деятельности государственных структур при экономической независимости предпринимательской деятельности. 

       Механизм реализации Концепции основывается на принципах равенства всех участников отношений, системности организационных решений и комплексного подхода при их реализации, разграничения полномочий и ответственности между федеральными, региональными органами государственного регулирования и органами местного самоуправления, общественном потребительском контроле  исполнения принятых решений.

      Основными целями государственной политики Российской Федерации в сфере бытового обслуживания являются:

-   Формирование правовых, экономических и организационных условий для позитивного развития субъектов сферы бытового обслуживания в целях достижения показателей и нормативов федеральных государственных стандартов комфортности проживания, гарантированной обеспеченности и доступности услуг;

-    Определение основных направлений развития сферы бытового обслуживания путем перспективного прогнозирования и стратегического планирования,  внедрения понятных механизмов государственного регулирования, направленных на достижение запланированных нормативов стандарта качества жизни;

-      Определение роли государственного управления в сфере бытового обслуживания и формирование  механизмов взаимодействия государственных органов управления, органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами сферы бытового обслуживания;

       Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

-  Осуществить комплекс мероприятий, направленных на выявление проблемных аспектов в развитии сферы бытового обслуживания в Российской Федерации, анализ проблем и внедрение эффективных механизмов, направленных на устранение причин их возникновения;

-  Осуществить актуализацию федеральной законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в сфере бытового обслуживания;

-  Разработать федеральные государственные стандарты комфортности проживания в Российской Федерации путем введения показателей и нормативов обеспеченности и доступности услуг;

-  Определить объемы компетенции и полномочий федеральных, региональных органов государственного регулирования и органов местного самоуправления в вопросах развития сферы бытового обслуживания;

- Разработать механизмы участия профильных общественных объединений и организаций в разработке и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере бытового обслуживания,  в прогнозировании и долгосрочном планировании направлений развития бытового обслуживания, в осуществлении функций общественного контроля  исполнения решений;

-  Обеспечить сбалансированное развитие сферы бытового обслуживания путем государственной поддержки, как на уровне   непосредственных хозяйствующих субъектов, так и в целях развития  услуг в форме сетевого и комплексного (мультисервисного) обслуживания, Центров бытового обслуживания.

-    Разработать механизм государственной  поддержки соотношения стационарных и мобильных форм обслуживания, особенно для сельской местности и ЗАТО.

         В соответствии с намеченной целью развития сферы бытового обслуживания  выделены  следующие этапы реализации Концепции:

1 этап: Разработка и внедрение федерального государственного стандарта гарантированной минимальной обеспеченности потребителей социально значимыми услугами и актуализация  законодательной и нормативно-правовой базы, формирование основ государственного регулирования в сфере бытового обслуживания.

            Целью этого этапа является разработка правовой, экономической и организационной базы для последующего внедрения во всех субъектах Российской Федерации федерального государственного стандарта гарантированной минимальной обеспеченности потребителей социально значимыми услугами путем введения единых  нормативов обеспеченности и доступности социально значимых услуг в расчете на определенную величину потребления (1000 -5000 человек).

2 этап: Формирование федеральной системы бытового обслуживания Российской Федерации, механизмов государственного управления в сфере бытовых услуг и  развитие инфраструктуры.

            Цель второго этапа является разработка  и внедрение федерального государственного стандарта комфортности проживания в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными стандартами комфортности проживания, путем обеспечения  разнообразия видов и форм, а также доступности бытовых услуг для всех категорий потребителей.

      Государственное регулирование сферы бытового обслуживания заключается  не в администрировании предпринимательской деятельности, а в формировании современных условий для осуществления перспективного прогнозирования и долговременного планирования развития рынка, путем его наполнения различными актуализированными видами бытовых услуг, отвечающих запросам и потребностям населения.

Приоритетной задачей государственного регулирования является  ориентация на управление процессами, протекающими в сфере бытового обслуживания, обеспечение равенства субъектов деятельности и совершенствование цивилизованных форм конкуренции,  разграничение функций, полномочий и ответственности между государственными органами.

    Деятельность органов государственного регулирования должна базироваться на актуализированной федеральной законодательной и нормативно-правовой базе, которая на региональном уровне используется с учетом  местных особенностей. Основная цель государственного регулирования заключается в поддержании на минимально необходимом уровне обеспеченности и доступности социально значимых услуг, в правовой, финансово-экономической и организационной поддержке предприятий бытового обслуживания, привлекаемых для выполнения государственных мобилизационных заданий и иных государственных заказов.

    Устойчивость системе государственного регулирования сферы бытового обслуживания базируется на партнерском взаимодействии государственных органов различных уровней  с профильными общественными организациями, включая вопросы организации общественного контроля.

Категория: Статьи | Добавил: Михаил (29.11.2016)
Просмотров: 107 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 268
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz