«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Четверг, 25.04.2024, 16:53
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Материалы из СМИ [377]
Стихи [10]
Статьи [452]
Книги [2]
Поиск
Главная » Статьи » "Страницы нашей истории" » Статьи

Как Князь Юрий Долгорукий строил Храмы?

Как Князь Юрий Долгорукий строил Храмы?

http://www.mosoblpress.ru/44/156999/?lang=ru

13.01.2014

 

Окончив цикл статей под довольно смелым названием - «Почему князь Юрий Долгорукий посетил Москву» меня не оставляло чувство некой недосказанности.  Появились новые вопросы, на которые ещё только предстояло найти ответы.  И вновь все завязывалось в крепкий узел, который можно было развязать лишь на Подольской земле. После кропотливых поисков и раздумий, наконец - то разрозненные пазлы отдельных исторических событий сложились в единую картинку, о которой сейчас, собственно, и поведется рассказ.

       В последние десятилетия широкое распространение получило  представление о том, что перемещение столицы Руси  из Киева в Северо-Восточную Русь, во Владимир, связано было, прежде всего, с набегами воинственных кочевников  из южнорусских степей. Так ли это? Например, один из известнейших специалистов по истории  кочевников С. А. Плетнева основываясь в своих исследованиях  на многочисленные источники, сформировала интересную таблицу, наглядно  демонстрирующую хронологию и интенсивность  набегов кочевников на Русь. Так вот, согласно этой таблице наибольший натиск кочевников приходится на конец XI века, а точнее - на 1090-е годы. Позже наблюдается постоянное снижение интенсивности, а в период между 1120 и 1150-м годами  на Руси вообще не было нападений половцев. И только с конца 1160-х годов нарастает интенсивность нападений кочевников  на Южную Русь, к тому времени великокняжеский стол перемещается из Киева во Владимир. При этом следует заметить, что к этому же времени во Владимиро-Суздальском княжестве уже появились следующие белокаменные храмы:

В Кидекше. Церковь Бориса и Глеба. Приблизительный год постройки -  1152 год

В Переславле-Залесском. Спасо-Преображенский собор. Приблизительный год постройки - 1152 год.

В Суздале. Церковь Спаса. Приблизительный год постройки - 1152 год.

Во Владимире.  Церковь св. Георгия на дворе Юрия Долгорукого. Приблизительный год постройки -1152 год. (Обрушилась при пожаре 1778 года)

В Юрьев-Польском. Георгиевский собор. Приблизительный год постройки -1152 год. (Был разобран в начале XIII века). 

Более подробно с историей строительства белокаменных храмов можно ознакомиться по интереснейшей   книге профессора С.В. Заграевского  «Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество».

 

Примерно в тоже самое время, в конце 50-х годов, когда Юрию Долгорукому  после долгих лет сражений наконец- то удалось взойти на великокняжеский киевский стол, история сделала интересный и во многом загадочный зигзаг. Сын великого князя Юрия, Андрей Боголюбский, в 1155 году совершает неожиданный для всех окружающих поступок – оставляет данную отцом отчину – Вышгород и тайно уходит из Киевской земли во Владимирщину. Любимец отца и  фактически будущий приемник великого князя добровольно отказывается от великокняжеского престола и без объяснений удаляется в далекий Владимир. Древний летописец на этот счет сообщает, что отец -  великий князь Юрий Долгорукий " негодоваше на него велми".

На Руси такое было впервые! В своей "Истории России с древнейших времен" С. М. Соловьев писал об уходе Андрея Боголюбского из Киева буквально следующее: "Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей".

Позднее, рассуждая о временах Андрея Боголюбского, В. О. Ключевский отмечал: "Историческая сцена меняется как-то вдруг, неожиданно, без достаточной подготовки зрителя к такой перемене. Под первым впечатлением этой перемены мы не можем дать себе ясного отчета ни в том, куда девалась старая Киевская Русь, ни в том, откуда выросла Русь новая, верхневолжская".

     Однако, возникает уместный вопрос: - Для чего мы уделяем столько времени  личности Андрея Боголюбского?       

      Да потому что именно после этого, несомненно, важного во всех отношениях события, центр Руси стал стремительно перемещаться из Киева в далекий Владимир. Фактически в те же году наблюдается массовая миграция мастеровых людей, купцов и крестьян в отдаленные Владимиро-Суздальские земли, в том числе и в приграничную Москву. А за купцами и мастеровыми в путь тронулись и бояре.  Об этом очень интересно написано в  исследовании Ю. А. Лимонова "Владимиро-Суздальская Русь" (1987), где рассматриваются причинно-следственные связи и последствия деятельности князя Андрея Боголюбского. "…Северовосточный регион, неизвестный по сути дела нашим летописцам до второй половины XII века, менее чем за сто лет превратился в крупнейший центр Руси, в одно из наиболее мощных государственных образований Восточной Европы... Июнь 1157 г. (начало самостоятельного правления Андрея Боголюбского после кончины Юрия Долгорукого.— В. К.) — дата исключительно важная в истории Руси. Она знаменует также официальный акт создания самостоятельного государственного образования на северо-востоке, очага будущего политического центра всей русской нации".

        Другой известный исследователь истории и культуры Владимиро-Суздальского княжества Н.Н.Воронин очень верно подметил, что «в деятельности Андрея Боголюбского выразилось стремление всеми средствами поднять и укрепить значение своей новой столицы и доказать ее равноправие с "матерью градов русских" Киевом и самим "восточным Римом" — Царьградом».

     Как мне кажется, все эти знаменательные события, произошедшие нво Владимиро-Суздальских землях во многом, а может быть -  во всем целом,  состоялись  благодаря белокаменному строительству из подмосковного белого камня-известняка!

Давайте посмотрим на белокаменное строительство Андрея Боголюбского:

В Боголюбово. Церковь Рождества Богородицы, дворец и крепостные стены. 1158–1165 годы. (Церковь обрушилась в 1722 году).

Во Владимире. Успенский собор, год строительства  1158–1160.

В Ростове Великом. Успенский собор, год строительства -  1161–1162.

Во Владимире. Золотые ворота и церковь Ризположения на них. Год возведения – 1164.

Во Владимире. Спасо-Преображенская церковь на мономаховом дворе. Год возведения -  1164 год. (Обрушилась при пожаре 1778 года)

Церковь Покрова на реке Нерли. Год строительства 1165 год.

 

Не вызывает сомнения, что начатое Юрием Долгоруким белокаменное строительство было весьма успешно  продолжено его сыном- великим князем Андреем Боголюбским.   Да и позже, когда град Владимир стал во главе Руси, свой след в истории белокаменного зодчества оставили  и другие сыновья и внуки Юрия Долгорукого -  великие князья - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо и Юрий Всеволодович.

    Право слово, стоит совершить путешествие во Владимир, чтобы воочию полюбоваться красотой и изяществом  белокаменного зодчества древней Руси. Ну, а для тех, кто пока не имеет такой возможности,  предлагаю воспользоваться интернет - сайтом: http://fototourist.ru/pervye-belokamennye-xramy-na-rusi.

 

       Но при всем имеющемся многообразии исторических работ, диссертаций, научных исследований и публикаций по истории древнерусского зодчества,  до сих пор существует одна загадка, связанная с технологией строительства. До сих пор так и не обнаружено ни чертежей, ни планов, которыми руководствовались древнерусские зодчие.  коих на Руси в те времена  прозывали незамысловато, но очень точно и емко - «хитрецами».

     На этот счет бытуют самые различные версии, в том числе, что внешний облик будущих храмов был «зашифрован» на иконах.  Как пример, приводят образ Николая Чудотворца,  держащего в одной руке меч, а во второй - храм-град. Да и на других святых образах, на миниатюрах древнерусских летописей (Лицевой свод) довольно часто встречаются храмы.  Не будем спорить по этому поводу, всё может быть…

     Однако для капитального строительства все же требуются ясные и понятные чертежи и  расчеты.  На этот счет так же существует  несколько  интересных предположений и  версий. Одна из них основывается на древних летописях, в частности, на Киево-Печерском Патерике,  где упоминается «пояс варяга Шимона»,  отца  того самого дядьки князя Юрия – Георгия Симоновича. 

        Основная проблема современных историков заключается в том, что до наших дней не сохранилось никаких письменных источников, дающих представление о том, как рассчитывались пропорции древнерусских  храмов.    

      Например, в Киево-Печерском патерике есть упоминание о строительстве  Великой Печерской церкви в Киеве.  Летописец сообщает, что для разбивки плана фундамента церкви в натуре использовалась определенная мера длины – так называемый «золотой пояс Шимона». Основываясь на летописном повествовании известно, что варягу Шимону было ведение и указаны пропорции будущего храма, равные  "золотому поясу".  Так,   ширина и длина храма равнялись соответственно 20 и 30 «поясам», а высота- 40 поясов.

    Таким образом, можно предположить, что  «золотой пояс" варяга  Шимона стал  неким универсальным модулем меры, которым древние пращуры-архитекторы активно и весьма успешно пользовались. Например, академик  Б.А.Рыбаков и историк архитектуры Н.В. Холостенко вычислили "длину пояса" Шимона и по их мнению она равняется 108 см.

     Таким образом, если основаться на  сообщении  Патерика о том , что Печерская церковь в Киеве явилась прообразом для всех других храмов древней Руси, пропорции храмов должны укладываться в тот же самый  модуль - "пояс " варяга Шимона. И это предположение находит подтверждение в том же летописном Киево-Печерском Патерике: «...христолюбец Владимер взем меру божественныя тоя церкви Печерскыя, всем подобием съезда церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу, но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник в коем месте написан есть, сиа вся в чин и подобие сотвори по образу великоа тоа церкви Богознаменаныа.

     Сын же того Георгий князь, слыша от отца Владимира, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении съезда церковь во граде Суждале в ту же меру».  Древний летописец, вероятнее всего,  имел ввиду не точную копию храма, а использование князем Юрием Долгоруким той же меры длины – пояса варяга  Шимона - при сооружении своих храмов в Суздальской земле.  

       Однако, следует заметить, что на этом загадка белокаменного строительства в Северо-Восточной Руси  остается не раскрытой. И вот почему. До сих пор не ясным является вопрос возведения стен. Давайте обратим свое внимание на современные кирпичные здания. Любой кирпич, будь то "белый"силикатный или  "красный", обожженый глиняный, имеют универсальный стандарт - 12Х25Х10 см.  Размеры кирпича создавались для удобства работы каменщика. Ранее существовал "царский" кирпич, который имел большие размеры в сравнении с современными стандартами. Но если мы обратим внимание на стены     древнерусских белокаменных храмов, то сразу же заметим, что  при строительстве использовались  белокаменные блоки  разного размера.  Все они - разнокалиберные.  "Стандартные размеры" белокаменных блоков можно добиться только при механической обработке - резкой пилами белого камня.  Если же блоки обрабатывать под единый размер в ручную, это потребует значительных временных и трудовых ресурсов, а также большое количество отходов камня - известняка.

Белокаменные квадры товарного белого камня обрабатывались мастерами  ручными инструментами,  индивидуально,   каждый блок с 6 сторон.  Для того,  чтобы выдержать единый стандарт размера потребовался бы  кропотливый труд.  При этом необходимо учитывать такой важный фактор, как качество скарпелей и топоров - инструментов древнерусского камнесечца ,которое в 12 веке оставляло желать лучшего.

       Так вот, если  мы взглянем на стены древних  белокаменных  храмов, непременно отметим, что  в кладке нет единства линий, привычной для кирпичной кладки  «порядовки».  Поскольку блоки  между собой отличаются размерами,  мастера  укладывали на известковый раствор так, как  это было удобным и позволяло создавать "крепкую перевязь" кладки.

      Возможно ли при такой технологии кладки стен из разнокалиберных блоков использовать какие-нибудь чертежи? Крайне сложно, а точнее - невозможно! Скорее всего, древний "хитрец" - архитектор  держал основной замысел, общие пропорции храма  в своей голове и по мере необходимости - отдавал мастерам- камнесечцам те или иные команды.

      Однако, при такой технологии строительства  велик риск того, что "храм раскроется", т.е. давление "шеи" барабана превысит  допустимые нагрузки и стены  повалятся в стороны, т.е. "раскроются".  И такие случаи на Руси бывало не единожды. Запас прочности при строительстве имел огромное значение. И деревянные или кованные  связи между столбами-опорами - не декоративные элементы, а  конструкции,  разгружающие стены от излишнего давления барабана и  свода.

    

     Мне кажется, что можно предположить, что пращуры использовали при строительстве технологию, во многом схожую с привычной технологией строительства рубленной бревенчатой избы. Как строится рубленный дом? Вначале возводится некий фундамент, на который укладывается первый венец, а затем под  него рубится (подгоняется) второй венец и так далее.   Связи по углам создавались за счет чередования места расположения бревен.  Когда "колодец" был готов, «венцы» раскладывались  по четырем сторонам, что удобнее для  перевозки и последующей сборки.

      Попробуем эту же технологию применить для каменной кладки.  При строительстве храмов в древности  на фундаменте выкладывали  внешнюю и внутреннюю стены, а промежуток между ними бутили камнями и заливали известковым тестом, которое со временем набирало прочность и скрепляло все "намертво". Таким образом, сооружая фундамент будущего строения, "хитрец"-архитектор закладывал все необходимые пропорции длины и ширины сооружения, с учетом запаса прочности. Когда фундамент становился пригодным для будущей кладки,  в соответствии с размерам фундамента обрабатывалось нужное количество  блоков первого ряда, которые "на сухую", без кладочного раствора,  плотно притесывались и подгонялись между собой боковыми стенками.  Затем так же  «на сухую», подгонялись блоки второго ряда, но  при этом основное внимание уделялось их подгонке и совмещению с  верхней частью блоков  нижнего ряда. Ну, и так далее, до самого верха.  В результате такой кропотливой и тщательной работы получалось  подобие детского конструктора, когда каждый из блоков плотно подгонялся с соседними, как по бокам, так и по низу.  Такая технология позволяла  мастерам - камнесечцам  работать  круглогодично, несмотря на погодные условия. Например, в сараях или  под навесом.

     Отходы после обработки камня использовались для забутовки и изготовления известкового теста- связывающего раствора.  Когда все работы были выполнены, оставалось только одно - начать  согласно  определенного порядка  выкладывать блоки  ряд за рядом, поднимая храм ввысь.

     В летописях неоднократно упоминается о том, что  многие храмы возводились за один летний  сезон. При такой  технологии в этом нет ничего удивительного, поскольку наиболее трудоемкие работы, как добыча и транспортировка белого камня к месту строительства, обработка и подгонка блоков, изготовление известкового теста продолжались несколько лет.

Когда  же все было готово, сложить храм из «белокаменного конструктора» уже не представляло особого труда. Вт по этому   "хитрецы"- архитекторы, используя мерой длины "пояс" Шимона, не готовили никаких чертежей, поскольку все держали в своей светлой голове.  И, можно предположить, что делиться своими секретами они не желали. Не случайно в Евпропе вольные каменщики сформировали собственное тайное общество, более известное как масонство. Они строго оберегали секреты своего мастерства, тем самым,

выделяясь из  общества соотечественников.

   Для шлифовки лицевой поверхности камня скорее всего могли использовать деревянные щиты с песком или же блоки "притерались"  непосредственно друг об друга.

     Получается, что  храмы-города, которые изображены на  святых образах и есть тот самый «нерукотворный образ», который древний  архитектор держал в своей голове.

  А теперь представим себе чувства современников князя Юрия Долгорукого или Андрея Боголюбского, которые приехав с стольный град из деревеньки с почерневшими избами, вдруг увидели удивительную, просто не земную красоту, этакое белокаменное чудо, мощно возносившееся в высь! Вот она - Русь белокаменная! Согласитесь, от всего увиденного есть, отчего загордиться! И возведено это белокаменное чудо было не пришлыми иностранными умельцами, а нашими самыми обыкновенными мужиками, которые в ту пору ещё сохранили единение с природой и всей душою  понимали ее гармонию и  красоту. Потому и храмы возводили не где попало, а в красивых живописных местах, вызывающих искреннее восхищение и по ныне.

      А пошла вся эта красота на Руси от князя Юрия, прозванного зависливыми современниками  Долгоруким. А на самом деле он- князь- градостроитель!

Михаил Переславцев.

Московская область, г. Подольск.

Из интервью Анатолия Федоровича Емец....

— Пример петербургского «Динамо» ярко иллюстрирует еще один тезис. Мало взять и создать только команду. По большому счету это путь в никуда… Нужно выстраивать мощную инфраструктуру — стадион, база?
— С проблемами «Динамо» я знаком не понаслышке. Одно время занимал должность вице-президента в клубе. Там мы, к слову, познакомились с Алексеевым (Владислав Николаевич был генеральным директором «Петротреста»/«Динамо» в 2006–2010 годах. — «Спорт День за Днем»). И решили создать свой клуб на другой основе. Мы не ставим во главу угла спортивный результат. В первую очередь клуб должен найти пристанище — тренировочная база, стадион с полями, учитывая климатические условия. Клуб — это аура, атмосфера, вокруг него должно все крутиться. На мой взгляд, у «Динамо» ничего из вышеперечисленного нет. Поэтому команда топчется на месте уже который год. Нельзя посадить цветок в степи. Для начала нужно создать оранжерею!

— Соглашусь с вами, но это все в теории. Справедливости ради замечу, что президенты «Петротреста», «Руси», «Питера» и других клубов произносили похожие слова, реальность же оказывалась намного жестче.
— У нас есть что предложить. Мы с партнерами побывали в Австрии и отсмотрели там несколько стадионов. Нашли приемлемый вариант. Он принципиально отличается от создания зенитовской арены на Крестовском, которая по срокам, думаю, побила уже все «рекорды». Мы подошли с другой стороны (Анатолий Федорович развернул эскиз макета). Наверняка вы представляете игру «Лего»? Принцип сборки арены похож. Из различных конструкций в кратчайшие сроки собирается стадион нужного формата (и по вместимости, и по остальным составляющим). По этой технологии можно возводить арены в любом регионе России. Взять хотя бы наш регион, Северо-Запад. В Карелии нет ни одного нормального стадиона! Это нонсенс! Наш подход экономичный и практичный. Остается создать предприятие, которое будет выпускать модули, а сборка — вопрос сугубо технический.

— Идея классная! Но опять же как сделать, чтобы весь процесс не остановился на уровне идей? Нужна конкретика! Как обойти массу бюрократических зацепок, чтобы «выбить» землю?
— Первоначально мы планировали собрать такой стадион в Буграх, однако там у меня не сложились взаимоотношения. Выбрали другое место, существуют определенные договоренности.

— Это Петербург или Ленинградская область?
— Скажу так: в черте города. Хотя и область заинтересована в своем стадионе.

— А еще футбол — это болельщики…
— У меня есть определенные задумки. Мы хотим создать фан-клуб «Петербурга» с привлечением… байкеров. Да-да, не удивляйтесь. Каждый футбольный спектакль будет предварять рокот мотоциклов. Дескать, сейчас наши выйдут на поле и всех порвут (улыбается).

— Неожиданный поворот! Кстати, сами вы садитесь на мотоцикл?
— Что значит сажусь?! Байк — это для меня не хобби, а образ жизни. Хочу, чтобы поклонники «Петербурга» ходили на матчи не с бананами, баннерами или файерами. Хочу создать новый образ болельщика.

Двадцать миллионов рублей — минимум

Категория: Статьи | Добавил: Михаил (19.03.2015)
Просмотров: 761 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 301
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz