«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Четверг, 25.04.2024, 11:21
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » О КАЗАКАХ И О КАЗАЧЕСТВЕ...
12:33
О КАЗАКАХ И О КАЗАЧЕСТВЕ...

  Вот уже несколько месяцев я задаю казакам три вопроса: Кто есть казаки? Что есть казачество? Каким вы видите казачество, допустим, через 25-50 лет? Ответов почти нет. Есть попытки ответить на первые два вопроса. Ответов на третий - нет. Как и нет ни одного общероссийского проекта, предложенного и реализованного казачьими обществами... Мои попытки сподвигнуть казаков, чтобы они подключились к реализации предложенных мной проектов, остаются на уровне деклараций или демагогии. Проект - "За Русь Святую, За Веру Православную" практически никто НЕ поддержал, несмотря на то, что первое летописное упоминание о казаках и обретении образа Донской Божией Матери связан с Куликовом полем. Почему так происходит, честно скажу, не понимаю. 

    Попытки разобраться в этом вопросе оказываются безуспешными. Прямые обращения в руководителям Казачьей партии Российской Федерации, господам атаманам - остаются безответными.... Патриотизм не может быть на словах. Он или есть, или его - нет!

Атаманы новой России

Почему современные казаки не имеют ничего общего с прежними «вольными людьми»

В конце августа в Петербурге неизвестные сбили барельеф Мефистофеля с фасада здания-памятника начала XX века. Пока возмущенные жители устраивали пикеты и выходили на митинги, ответственность за вандализм взяли «Казаки Петербурга». Члены этой организации получили известность после ряда скандальных акций: они разбили стекло в музее Набокова, пытались сорвать лекцию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и нанесли оскорбительные надписи на фасад «Ткачей», пока там шла выставка Марата Гельмана Icons. Специальный корреспондент «Йода» изучил, кем были раньше «вольные люди» и как проявляли себя те, кто называется казаками, последние несколько лет.

  

ЧИСТО РУССКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Казачество зародилось в XV-XVII веках на территориях Русского и Польского государств. Социальная структура, которая сформировалась из военно-служивого сословия и «вольного люда», исповедовала в основном православие. В конце XIV века в центральной Евразии было несколько торговых путей-низовьев рек — Волги, Днепра, Яика и Дона. Там и образовалось несколько крупных казачьих сообществ, к которым присоединились переселенцы из соседних княжеств и земель. К концу XVI века самыми крупными группами были вольные Запорожское и Донское войска, которые позже вошли в состав Русского царства.

Войска, формировавшиеся казаками, всегда входили в вооружённые силы: и в России (Советском союзе), и в Украинской Народной Республике, и даже в Польше или Манчжоу-го в Японии. Несмотря на различия в экипировке и вооружении (например, в Японии ходили с катанами, а не шашками), казаки всегда считались чисто русским явлением. Но, зная их нрав, несложно понять, почему в XVII-XVIII веках в Российской империи, которая стремилась встроить казаков в государственную систему, периодически назревали бунты. Самые известные связаны с именами Кондратия Булавина (атамана донских казаков) и Емельяна Пугачёва (тоже донского казака и предводителя Крестьянской войны 1773-1775 годов против Екатерины Великой). Например, после подавленного восстания Булавина войско донских казаков официально лишили независимости. То же самое было и с Пугачёвым: Екатерина II боялась, что бунтаря поддержат запорожские казаки, поэтому расформировала их войско. Другие казачьи группы также были лишены автономии.

ВО ВРЕМЕНА «РАСКАЗАЧИВАНИЯ» БОЛЬШЕВИКИ ЛИШИЛИ ИХ ВСЕГО: ВОЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И ЗЕМЛИ

В XIX веке «вольный люд» представлял собой вполне автономное сословие, которое сторожило государственные границы, участвовало в войнах, а также работало в качестве личного царского конвоя. Благодаря этому казаки освобождались от налогообложения и владели землями. Но всё изменилось, когда в 1917 году началась Гражданская война. Одной из главных сил Белого движения стали именно казаки. Потом, во времена «расказачивания», большевики лишили их всего: военных и политических прав и земли. Сословие Российского государства, которое было известно многим за пределами страны, исчезло после массовых репрессий.

ФИКТИВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Указ первого президента России Бориса Ельцина в 1992 году причислил казаков к репрессированным народам и реабилитировал. С них сняли все ограничения, установленные во времена «расказачивания». Начали появляться некоммерческие организации и общественные объединения. Казацкое сообщество стало возрождаться, но единого органа управления, которому бы подчинялись все структуры, не появилось. Сейчас казачество делится на две главные группы: реестровых и нереестровых казаков. Первых представляет Министерство юстиции (контролирует реестр) и Совет по делам казачества при Президенте (является совещательным органом). Реестровые казаки несут государственную службу: например, охраняют объекты культурного наследия и церкви, общественный порядок, защищают границы государства и борются с терроризмом. Впрочем, все эти обязанности законодательно определены нечётко. У реестрового казачества есть структура: высшие войсковые общества разделены по регионам, как, например, Донское войсковое казачье общество или Центральное войско. Войсковое общество, в свою очередь, делится на окружные, те — на районные, далее — на городские и станичные. Каждое общество контролируется советом старейшин или большим казачьим округом. Генералов-атаманов, руководящих каждым уровнем, назначает президент. С 2010 года для каждого общества приняли стандарты формы, звания и удостоверения, узаконили право на ношение холодного оружия (например, шашки). Финансирование, как правило, осуществляется под определённые мероприятия, а деньги даёт местная администрация.

 

За последние несколько лет сложился определенный образ казаков. Вот они патрулируют улицы, вот — охраняют порядок на общественных мероприятиях или митингах, вот — участвуют в фестивалях. Впрочем, такие «игрушечные» обязанности многих казаков не устраивают, и они покидают реестр. «Лидеры настоящего казачества фактически вышли из этого официального движения — „возрождения казачества“, разочаровались в нем. Они сохранились только в общественных организациях, и то не во всех. Они просто занимаются семьей, детьми, внуков растят в соответствии с казачьими традициями — и всё. А вот в этом „нью-казачестве“, кроме слова „казачий“, ничего не остается», — рассказывал «Йоду» Алексей Зборовский, руководитель «Казачьего информационно-аналитического центра». Его слова подтверждают действия людей, которые называют себя «казаками» и даже могут входить во включенные в реестр общества, но ведут себя провокационно, а порой и вовсе незаконно. Вот лишь несколько историй.

ГАРАЖНЫЕ «ТИТУШКИ»

Осенью 2014 года неизвестные люди в чёрной форме Фонда содействия развитию и благоустройству (ФСРБ) участвовали в незаконном сносе гаражей на Дмитровском шоссе. Тогда они избили несколько местных жителей, а также члена Общественной палаты Дмитрия Чугунова. Юрий Урсу, помощник депутата Мосгордумы Андрея Клычкова, после этого написал в своём блоге, что ФСРБ связан с общественной организацией «Офицеры России» и Центральным казачьим войском. Оказалось, что сотрудники ФСРБ — провокаторы, которые нападали на агитационные точки Клычкова во время муниципальных выборов, где его политическим конкурентом был член «Единой России» Владимир Зотов, открыто поддерживающий Районное реестровое казачье общество (РКО) «Юго-Восток» во главе с атаманом Сергеем Шишкиным. Многие казаки были недовольны поведением РКО.

В «НЬЮ-КАЗАЧЕСТВЕ», КРОМЕ СЛОВА «КАЗАЧИЙ», НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ

На «большом круге» Московского окружного казачьего общества (МОКО) РКО «Юго-Восток» из него исключили, так же, как из Центрального Казачьего Войска. «Вопрос конкретно о выведении шишкинского РКО „Юго-Восток“ из состава Московского окружного казачьего общества (МОКО), а следовательно, и из состава Центрального Казачьего Войска, возникал несколько раз, давно обсуждался, шишкинцам давно выносились порицания, — рассказал Алексей Зборовский. — Все организационные мероприятия они игнорировали, на „большие круги“ не приходили и вообще в определенный момент попытались создать собственное отдельное МОКО, нелегальность решений которого пришлось доказывать уже в суде». Как бы то ни было, в этом году РКО «Юго-Восток» снова вошло в состав Центрального Казачьего Войска — просто немного реструктуризованным.

БЕЗДУХОВНАЯ БРАНЬ

В 2012 году на территории центра современного искусства «Винзавод», в галерее Марата Гельмана, открылась выставка художницы Евгении Мальцевой «Духовная брань». На ней демонстрировались иконы, стилизованные под образы скандально известной группы Pussy Riot. Но открытие выставки обернулось драками и задержаниями: мероприятие пытались сорвать казаки и члены Евразийского союза молодёжи. 20 сентября около 50 агрессивно настроенных человек, обещавших «сжечь всё к чертям», пришли к «Винзаводу».

 

Охрана отказалась пускать их внутрь. Казаки и православные активисты в ответ на это заявили: «Раз мы не вошли, то никто не войдёт», — и перекрыли вход. Затем они начали задирать посетителей выставки. Некоторые казаки пришли с нагайками, и полицейским пришлось их вырывать. Атмосфера накалялась. Затем кто-то вызвал ОМОН, и нескольких человек задержали. Примечательно, что неизвестные «казаки» быстро исчезли, когда полиция предупредила об их возможном задержании.

СОЧИНСКАЯ СЕЧЬ

Накануне закрытия зимней Олимпиады в 2014 году в Сочи приехали Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Когда девушки записывали новый клип около морского порта, на них напали неизвестные казаки: они срывали с Толоконниковой и Алёхиной балаклавы, били и стегали нагайками, распыляли в глаза перцовый газ. Муж Толоконниковой, Пётр Верзилов, находился рядом и получил химический ожог глаз первой степени, а другой участник Pussy Riot — Алексей Кнедляковский — получил травму головы. Толоконникова с Алёхиной закончили съёмку клипа с кровоподтёками и ссадинами. По словам Верзилова, за избиением наблюдала группа полицейских, но в происходящее никак не вмешивалась. Какое-то время спустя в местной полиции заявили, что зачинщика нападения поймали и привлекли к административной ответственности. Но кто именно им был, в правоохранительных органах так и не сказали.

На инцидент сразу отреагировал заместитель атамана Кубанского казачьего войска Валерий Ефремов. Он заявил, что реестровые казаки никакого отношения к избиению участниц Pussy Riot не имеют. Впрочем, журналисты местного издания опубликовали документ, согласно которому представителиЧерноморского окружного казачьего общества Кубанского войска якобы жаловались в сочинскую прокуратуру на Толоконникову и Алёхину. «Ранее [они] оскорбили наши религиозные чувства путём проведения панк-молебна в храме Христа Спасителя. Мы официально заявляем, что не допустим проведения ими подобных действий на территории нашего любимого города — столицы зимних Олимпийских игр», — говорилось в документе. Но его подлинность не подтвердили как в самом казачьем обществе, так и в местной прокуратуре. Американская певица Мадонна жёстко раскритиковала действия казаков и российской власти в своём инстаграме: Вы шутите? Полиция в России в самом деле бьется с Pussy Riot из-за записи музыки на улицах? Это темные века? Боже, благослови P.R. Они бесстрашны".

НАСТОЯЩИЕ ХРАНИТЕЛИ КАЗАЧЬИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПЕРЕДАВАТЬ ИХ СВОИМ ДЕТЯМ НЕ НА МИТИНГАХ, А ДОМА

Но история с избиением рассорила и самих казаков: старшина Центрального районного казачьего общества Сочи Григорий Учкуров рассказал в соцсетях, что знает, кто напал на Pussy Riot. По его словам, это были атаман Центрального районного казачьего общества Николай Куца и командир его дружины Виталий Коськин. Затем Учкуров написал открытое письмо губернатору Краснодарского края Александру Ткачёву, в котором призвал его навести порядок в казачьих рядах и обвинил заместителя атамана Кубанского казачьего войска Ефремова во лжи: «Мало того, облеченный властью заместителя атамана ККВ, он не извинился за происшедшее, а лгал, заявляя, что это не реестровые казаки... <> казачество (дружина на постоянной основе, за небольшим исключением) из совести народной и ока народа за МВД превратилось в холуев этого самого МВД ». Через несколько дней Учкурова исключили из Центрального районного казачьего общества.

КАЗАЧЬЕ ШОУ

В ноябре 2014 года в Петербурге открылась первая казачья «православная парикмахерская». Её создатель — Андрей Поляков, атаман нереестрового казачьего общества «Православный союз казаков „Ирбис“». Впрочем, растиражированный салон ничем от обычного не отличался, кроме того, что при входе висела икона Богоматери, а стрижки делал православный мастер.

Общественное мнение тогда разделилось: кто-то приветствовал создание «богоугодной» парикмахерской, кто-то — яростно осуждал. «Я до сих пор не понимаю, почему прокуратура не закрыла [салон]. Ведь Россия — светское государство! Почему я не могу прийти в любую парикмахерскую и подстричься? Знаете, есть анекдот один. Стоит красивое здание. На нем — красивые большие часы. Заходит в него человек и подходит к администратору. „Здравствуйте! Мне надо отремонтировать часы“, — говорит. — „У нас тут делают обрезание“. — „А зачем вам тогда на здании часы?“ — „А что мы должны были туда повесить?!“», — говорил депутат петербургского Законодательного собрания Вячеслав Нотяг. Сам Поляков ярко парировал критику в свой адрес: «В них, атеистах, бес сидит, их надо заарканить и в церковь тащить. У таких пена изо рта — я буквально говорю — идет. И таких людей, [как Нотяг], становится еще больше. А ему нравятся мясные отделы в магазинах, где нет свинины? Его не настораживает наличие сект, где разоряют людей? Например, „Свидетелей Иеговы“? У нас до 1917 года страна была по исповеданию православная, и все зарубежные специалисты, приезжающие к нам, принимали православие. Вот Нотяг говорит, что я бизнес на вере делаю. У нас есть тысячи бизнес-структур, в том числе и у церкви. Допустим, в Чечне Кадыров помогает шить национальные костюмы. Вот пусть туда Нотяг и едет!»

 

Кроме православной парикмахерской, атаман Поляков запомнился тем, что зимой 2014 года зарегистрировал городское казачье такси, в котором должны были работать казаки в форме (такси в городе не было замечено). Этим летом он выпустил «шутливую» казачью валюту с президентом Путиным на купюрах и был одним из участников рейдов против «санкционных» продуктов.

Последний пример хорошо показывает, как люди, называющие себя «казаками», следуют общегосударственному тренду и создают шоу. В конце августа этого года Поляков вместе с другими казаками и музыкантом Стасом Барецким искали «запрещенку» в магазине «Ашан». На видеозаписи рейда, опубликованной в сети, участники возмущаются, что на упаковках пишут по-русски, но товар остаётся импортным. «Почему нам Европа старается делать неприятности, а мы должны покупать их товары?» — возмущался Поляков, пока Барецкий рвал банки пива зубами.

ФАНТОМНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЦЕННОСТЕЙ

«Казаки Петербурга» — организация, которой, возможно, и не существует. Никто не знает, кто в ней состоит и кто ей руководит. Существуют предположения, что под этим именем действует несколько группировок. Так или иначе, «казаки Петербурга» запомнились несколькими громкими акциями.

В октябре 2012 года самопровозглашённая группировка, от которой всё время открещивается Санкт-Петербургское Отдельное казачье общество, добилась запрета моноспектакля «Лолита» в галерее современного искусства «Эрарта». Те же «казаки Петербурга» писали анонимные жалобы на выставку братьев Чепменов в Эрмитаже и утверждали, что она оскорбляет чувства верующих.

Ночью 9 января в окно музея-квартиры Владимира Набокова кто-то бросил бутылку, в которой была записка с цитатой из Ветхого Завета. Никаких подписей не было. Впрочем, в тот же день в редакцию местного издания пришло письмо, в котором сообщалось, что за вандализмом стоят «петербургские казаки». «Теперь наш т.н. „атаман“ хочет использовать совсем иные способы борьбы с Набоковым и прочими нехристианскими и невозможными к показу искусствами. Один из наших активистов совершил нападение на музей Набокова, а до этого постоянно посылал им письма с угрозами. Он бросил в окно бутылку с запиской, где были цитаты из Библии и угрозы нападения», — говорилось в письме.

В апреле 2013 года фасад здания арт-центра «Ткачи», в котором проходила выставка Марата Гельмана Icons, неизвестные исписали чёрной краской: «Гельман, ты труп», «Блуд = грех. Гельман, мы придем. Казаки». Надписи закрасили, а ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти начало следственную проверку. Виновников так и не нашли. «Кем бы злодеи ни подписались, — говорил тогда Гельман, — неизвестно, какое они имеют отношение к казакам, и непонятно, что за мракобесы на самом деле скрываются за этими подписями. Мне бы очень хотелось, чтобы такие деятели перестали быть анонимными».

Последнее появление «мифических» казаков связано с разрушением барельефа Мефистофеля на историческом здании в центре Петербурга, которое находится напротив строящейся православной церкви. Ответственность за вандализм снова взяли «казаки Петербурга». В редакцию городского издания они прислалиочередное письмо, где якобы объясняли причины поступка: «Дьявола с дома на Петроградке сбили мы, потому что на то имелось несколько причин — главная из них та, что он стал достопримечательностью, специально указывали в видео, в путеводителях, что есть такой казус — напротив церкви висит фигура дьявола, которая не даёт установить крест. И всё в таком духе... подобный мусор, из которого раздули, что мы чуть ли не ИГИЛ — это надо один раз убрать и жить настоящей культурой, которая теперь не будет заслоняться». Письмо было подписано Денисом Горчиным, якобы бывшим главой организации «Казаки Петербурга». Впрочем, постепенно детективная история начала проясняться: расследование привело к муниципальному депутату и подконтрольной ему фирме. Кроме того, оказалось, что фигуру Мефистофеля сбил промышленный альпинист, но кто был заказчиком, он пока не сказал.

«Их лозунг — следить за порядком, выполнять полувоенные функции в качестве охранников, смотрителей рынков, лесничих, стоять на страже православной церкви, — писало в 2013 году о казаках немецкое издание Die Welt. — Они считаются хранителями истории России и патриотами, как в былые времена». Впрочем, немецкие журналисты не так отчётливо видят смысл существования современных казаков. Те, кто называет себя таковыми, — политические «титушки», провокаторы и вандалы, идущие вслед за государственным «трендом». А настоящие хранители казачьих ценностей предпочитают передавать их своим детям не на митингах, а дома.

 

http://yodnews.ru/2015/09/07/kazaki

Просмотров: 533 | Добавил: Михаил | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 301
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz