«22 ИЮНЯ –
СКОРБЬ - ПАМЯТЬ -
ИСТОРИЯ»

Четверг, 27.04.2017, 04:21
Приветствую Вас ГостьГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Главная » 2016 » Март » 11 » КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ???
13:56
КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ???

 В последние годы растет и ширится поисковое сообщество России. С одной стороны, этот факт не может не радовать - значит для определенных людей сохранение Памяти не является пустым звуком. И участие в поисковом отряде есть наглядное подтверждение этому. Безусловно, из таких мальчишек и девчонок вырастут хорошие люди! 

    Однако я хотел бы поговорить не об этом, а о том, что давно вертится на языке: - КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ?

    В чем, собственно говоря, заключается смысл их деятельности?

Чтобы разобраться в этом, я попробовал собрать статьи, заметки, интервью из различных СМИ. Но, к своему стыду (а может- просто из-за собственной тупости), не нашел ответов на эти вопросы. Журналисты много рассказывают о поисковиках, часто приводят любопытные факты из их жизни, обращают внимание на останки бойцов, при которых были обнаружены медальоны или подписанные бытовые предметы (при этом как-то невзначай упуская из виду, что вместе с "именным" бойцом было поднято еще несколько безвестных останков, которые, по всей видимости, для журналистов не имеют значения).  Рассказывают о торжественном открытии "Вахты Памяти" и церемонии перезахоронения останков. Но, отчего-то не задают прямого вопроса- Ребята, а для чего вы поднимаете останки безвестно погибших в бою бойцов? И что делать, если установить персональные данные этих бойцов не представляется возможным? Какое соотношение установленных вами имен к безвестным? И как быть тем родственникам, которые до сих пор считают отца, деда, прадеда "пропавшим без вести"? Вам пишут запросы родственники и что обычно они спрашивают? 

    А получается следующее: Есть Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1   "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Увековечению подлежит память:

погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

Статья 8. Организация поисковой работы

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.

   Есть еще один закон, регламентирующий деятельность поисковых отрядов:  Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" 

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.


  Так вот, как правило родственники в своих обращениях-запросах пытаются установить МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ. Они НЕ ПРОСЯТ найти останки, понимая, что это спустя более 75 лет с начала войны - почти не реально, но для многих из них важное значение приобретают знания о пусть символическом, но все же - месте захоронения, куда можно приехать, чтобы поклониться, помянуть, возложить цветы... Значит, для потомков имеет значение, чтобы было названо и увековечено ИМЯ СОЛДАТА!  

           Что же делать, если достоверно??? установить имя погибшего бойца- невозможно? Существуют архивные документы военного времени, в которых имеются ИМЕННЫЕ СПИСКИ БЕЗВОЗВРАТНЫХ ПОТЕРЬ ЧАСТЕЙ, ПОЛКОВ, ДИВИЗИЙ. С определенной степенью условности можно очертить примерный район, где тот или иной боец погиб или пропал без вести. Будет ли это лукавством, если на ближайшем от этого района современном воинском захоронении будут увековечены наименования частей, полков, дивизий, сражавшихся здесь в годы войны, а на именных мемориальных плитах будут увековечены имена бойцов, установленные по архивным документам военного времени? Пусть могилы наших дедов-неизвестны, но совершенный ими подвиг- бессмертен! И увековечив имя каждого из них, в том числе и пропавших безвестными, мы отдадим им дань уважения, своей признательности и почитания!

   Если же позже поисковые отряды обнаружат останки бойца и  достоверно станет известно, что они принадлежат именно ему - можно просто осуществить церемонию подзахоронения, поскольку имя уже увековечено!

    Однако, обнаруженный подписанный бойцом бытовой предмет, например, котелок, ложка, фляжка не может быть гарантией того, что останки принадлежат именно этому бойцу, а не другому, случайно воспользовавшемся этими самыми предметами. Их могли просто подобрать, могли передать. Да, в конце-концов, потерять в другом месте. И строить версию о том, что останки достоверно принадлежат именно этому бойцу, довольно странно. 

   Посмотрите фотографии поисковых отрядов. На некоторых из них явно видно, что подъем осуществляется из полкового или дивизионного пункта погребения, госпитального  захоронения. Однако, при этом на сайтах отрядов нет документов- Постановлений местных органов власти об эксгумации и перезахоронении останков, как и о выделении земельного участка под эти благородные цели. Не говоря уже о постановке на учет, как это требуют положения закона. И в этом случае возникает уместный вопрос- на балансе какого учреждения или администрации будет состоять это воинское братское захоронение? Кто будет выделять средства на благоустройство, сооружение памятника и текущий ремонт?  Поисковый отряд? Но это общественная организация, которая может прекратить свое существование или же перебазироваться в другой регион. Тем более, что поисковые отряды довольно часто  действуют на территории нескольких регионов, что для меня, честно говоря, не совсем понятно. Я полагал, что поиск проводится или по территориальному признаку или же по конкретным воинским частям, полкам, дивизиям, с целью прояснения малоизвестных страниц из боевой летописи... Видимо я заблуждаюсь. И подтверждением этому являются крайне скудные материалы поисковых отрядов  в СМИ, рассказывающие о боевом пути того или иного полка, дивизии. Их почти нет. А ведь статья 2 закона прямо говорит об этом- публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества. 

    Если же рассмотреть деятельность поисковых отрядов так, как она осуществляется на сегодня, то в основном получается следующая картина: в хлде поисковой экспедиции обнаруживаются останки бойцов. Если повезет- по медальону или бытовому предмету будет установлено имя. Если - нет, то солдат останется безымянным, то есть- лишенным ИМЕНИ и будет похоронен на современном воинском мемориале под соответствующим статусом- НЕИЗВЕСТНЫЙ!  Навсегда! 

  А поскольку отчетов и протоколов эксгумации останков в открытом доступе нет, то даже попытаться установить имя солдата при помощи архивных документов военного времени - невозможно. А символическое увековечивание имени солдата в "привязке" к возможному району-месту гибели или, что более точно, безвестной гибели, вызывает у некоторых членов поисковых отрядов категорическое негодование и неприятие.  При этом, внятных аргументов в защиту своей позиции, они не приводят. Вот и получается, что алгоритм их деятельности  следующий: отыскать безвестные останки, чтобы потом предать их земле такими же безымянными. И в чем тогда смысл увековечивания, не совсем понятно...

   А еще негодование  у меня вызывает дух "соревнования" - кто больше поднимет бойцов. Потому они, вопреки положениям закона- При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших - бывает поднимают неизвестные или "забытые" воинские захоронения, ссылаясь на то, что на учете они не стоят и по документам не проходят. А как разобраться в этом вопросе, если в архивных документах военного времени писарь указывал примерные ориентиры первичных мест захоронения, а отсутствие в открытом доступе  современных отчетов и протоколов эксгумации останков, производимых поисковыми отрядами, не позволяют провести сверку, анализ и уточнение. Да и само "место" можно "подвинуть" на сотню-другую метров, ведь никто проверять или перепроверять их сотрудников местной администрации не будет. И тут  на первый план выходят "показатели" работы, как будто в полях собираем картошку, а не поднимаем прах НАШИХ отцов, дедов и прадедов.

  Я попытался ответить на вопрос - КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ПОИСКОВЫЕ ОТРЯДЫ?   Возможно, я не прав. Даже, скорее всего, не прав! И я верю в то, что меня смогут разубедить, аргументированно доказать, что я заблуждаюсь. И я готов поверить в это!!! А пока этого не произошло, позвольте остаться при своем мнении....

С уважением, Михаил

922polk@mail.ru

 

 

 

Просмотров: 159 | Добавил: Михаил | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 260
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Г.С.А.  2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz