Акция "Георгиевская ленточка" проходит в 66 странах мира
Юрий Гаврилов "Российская газета" - Федеральный выпуск №5763 (90)
Вчера на московских улицах студенты раздавали прохожим матерчатые полоски оранжево-черного цвета. За две с лишним недели до Дня Победы в столице, других городах и весях России началась акция "Георгиевская ленточка". Мы уже привыкли, что в конце апреля - начале мая на машинах появляется необычный атрибут - двухцветный бант или прикрепленная к антенне георгиевская лента. Этот своеобразный символ Победы дамы кокетливо повязывают на сумочки, а мужчины прикрепляют к лацканам пиджаков.
Дело, конечно, не в желании покрасоваться. Так россияне выказывают свое уважение к фронтовикам и отдают дань памяти погибшим в Великой Отечественной. Акция восьмой год проходит под лозунгом "Я помню! Я горжусь!". В 2005-м, накануне 60-летия Победы, она родилась спонтанно и не замышлялась как "многосерийное" действо. Но это был тот случай, когда инициатива снизу приобрела всероссийский размах и разрослась до международных масштабов. Сегодня в акции участвуют уже 66 государств мира.
Символы победы над фашизмом туда обычно переправляют через российские посольства. Организаторы затрудняются назвать даже приблизительное количество ленточек, розданных за последние годы в различных странах. Но известно, что в России их разошлось более 50 миллионов штук. А, к примеру, в Армении только в прошлом году маленькие символы Великой Победы хранили, носили и возили около 20 тысяч человек.
Еще 30 тысяч георгиевских ленточек будут розданы в этой закавказской республике всем желающим нынешней весной. Матерчатые полоски георгиевских цветов побывали на международной космической станции и вершине Эльбруса, их с гордостью носили подводники и участники автопробегов по городам-героям. В православных храмах по всему свету оранжево-черные ленточки соседствовали с образами. Их вручали участникам и гостям Парада Победы на Красной площади. Распространяют символы, как правило, студенты-добровольцы. А их изготовлением занимаются коммерческие фирмы. Дело это непростое и дорогостоящее. Поэтому без поддержки спонсоров и помощи властей не обходится.
Правительство Москвы в нынешнем году выделило на акцию сумму, которой должно хватить на производство 3 миллиона лент. Между прочим, немалую часть выручки изготовители из года в год переводят на счета ветеранских организаций и госпиталей. Продавать символы не принято.
Но, к сожалению, порой находятся недобросовестные коммерсанты, которые готовы наживаться даже на народной памяти. Например, четыре года назад в Екатеринбурге георгиевские ленты пытались реализовать через киоски. Правда, кажется, это был единственный случай такого использования символа Победы. |